Прежде всего отметим, что российское законодательство практически не оперирует термином «форс-мажор», упоминая его лишь в п. 3 ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», который в качестве одного из полномочий Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) предусматривает ее право свидетельствовать обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ.
При этом сам Закон понятия форс-мажора не раскрывает. Оно содержится лишь в п. 2 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ от 30.09.1994 № 28-4 (далее – Положение № 28-4), которое не является правовым актом. Под обстоятельствами форс-мажора в указанном пункте понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.).
Следует отметить, что гражданское законодательство для обозначения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, влияющих на осуществление и исполнение субъектами гражданского права своих прав и обязанностей, использует термин «непреодолимая сила» (подп. 1 п. 1 ст. 202, п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 1250 ГК РФ). Непреодолимая сила во многих случаях является обстоятельством, освобождающим лицо от исполнения какого-либо обязательства (п. 2 ст. 476 ГК РФ), либо от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им договорных обязательств (п. 5 ст. 148, п. 3 ст. 401, п. 2 ст. 794, п. 1 ст. 795, п. 1 ст. 901, п. 3 ст. 922, п. 1 ст. 1022 ГК РФ), либо за причинение вреда (п. 4 ст. 358, п. 1 ст. 1079, ст. 1098 ГК РФ).
Исчерпывающего перечня обстоятельств, которые могут быть признаны непреодолимой силой, законодательство не содержит, прямо упоминая лишь некоторые из них (стихийные бедствия и военные действия). Помимо этого в п. 3 ст. 401 ГК РФ определение круга обстоятельств непреодолимой силы осуществляется путем указания на то, что к таким обстоятельствам не относится. В частности, не признаются непреодолимой силой нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Исходя из буквального толкования указанной нормы не может быть признано непреодолимой силой отсутствие у должника необходимых денежных средств для приобретения в целях расчета с контрагентом иностранной валюты, курс которой существенно вырос, или для осуществления рублевых платежей по договору, цена которого выражена в данной иностранной валюте. Ведь устанавливая сумму, подлежащую уплате по договору, эквивалентно иностранной валюте или закупая товары за рубежом, лицо осознанно принимает на себя экономические риски повышения курса соответствующей иностранной валюты.
Данные выводы подтверждаются и судебной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 07.10.1999 № КГ-А40/3200-99, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 № 16АП-2681/09; апелляционные определения Смоленского областного суда от 27.05.2014 по делу № 33-1796/2014, Верховного суда Республики Карелия от 13.03.2012 по делу № 33а-200/2012).
В заключение отметим, что введенные международные санкции, в том числе запрет импорта и экспорта определенных товаров, нормативными актами и судебной практикой обычно относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (п. 2 Положения № 28-4, апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 08.04.2013 по делу № 33-1096).
Однако следует иметь в виду, что они признаются таковыми только в том случае, если оказывают непосредственное влияние на возможность надлежащего исполнения лицом своего обязательства (например, в том случае, если предметом заключенного договора является товар, запрещенный к ввозу или вывозу). Падение же курса национальной валюты и введение международных санкций не находятся в прямой причинно-следственной связи. Кроме того, первое может быть вызвано не только введением санкций, но и целым рядом других экономических причин.