Вопрос
Сколько в ООО должно быть печатей (если несколько, то каких, чем они отличаются друг от друга, можно ли иметь только одну)?
Отвечает

Прежде всего отметим, что согласно ранее действовавшим нормам общество с ограниченной ответственностью (далее также – ООО, общество) должно было иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование этого общества на русском языке и указание на его место нахождения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № ­14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № ­14-ФЗ) в редакции, действовавшей до 6 апреля 2014 г.).

После внесения изменений в указанный пункт Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ ООО вправе, но не обязано, иметь печать, за исключением случаев, когда обязательность наличия у ООО печати ­предусмотрена законом.

Так, например, обязанность использовать печать установлена для юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность (абз. 16 ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной ­деятельности в Российской Федерации»).

В случаях же, прямо не поименованных в законе, ООО вправе отказаться от печати и не использовать ее.

Тем не менее в настоящее время многие подзаконные правовые акты по-прежнему предусматривают обязательное использование печати ­организации, например:

  • для заполнения трудовых книжек (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
  • для документов эмитентов (п. 1.6 и 1.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. ­положением Банка России от 11.08.2014 № 428-П).

Во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати. При этом сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (абз. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 14-ФЗ).

Отметим, что форма печати в случае ее наличия у общества, а также ее размер, шрифты текста, цвет чернил для оттиска законодательством не регламентированы. Не содержит оно положений и о количестве ­печатей, которое вправе иметь общество.

В связи с этим можно сделать вывод, что общество вправе иметь и использовать как одну, так и несколько печатей, в том числе для различных целей. Наличие нескольких печатей в организации с разграничением сферы их использования, например «Для договоров», «Отдел кадров» и др., не противоречит закону, может использоваться для дополнительной защиты финансовых документов организации и для контроля за ­документооборотом в целом.

Содержание печатей ООО законом в настоящее время не установлено. Исходя из действовавших ранее требований, а также сложившейся ­практики печать юридического лица может содержать:

  • полное фирменное наименование юридического лица на русском языке. Полное фирменное наименование должно включать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, ­обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ);
  • место нахождения юридического лица;
  • фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
  • иную информацию и надписи (например, ОГРН, КПП, надписи «Для документов», «Для договоров» и т.п.).

На печати могут присутствовать различные изображения, например логотип организации. Однако при использовании таких изображений необходимо учитывать, что размещаемое на печати обозначение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п.), которому предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ). Если исключительные права на это обозначение принадлежат другому лицу, для его правомерного использования ­организации необходимо получить согласие правообладателя.

Помимо этого, следует помнить, что не допускается произвольное использование на печатях организаций изображения государственного герба Российской Федерации. Организациям может быть предоставлено такое право лишь в случае наделения их отдельными государственно-властными полномочиями (абз. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской ­Федерации»).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли при внутреннем согласовании документа в наименование должности добавлять подразделения?

Можно ли при внутреннем согласовании (приказа, ЛНА, ВНД) в наименование должности добавлять наименование подразделения, например если по штатному расписанию наименование должности: «Начальник отдела», «Директор департамента», то в реквизите согласования (внутреннего) указывать «Начальник отдела информационных технологий», «Директор департамента разработки»?

Может ли ООО продать долю, принадлежащую обществу, ее участнику?

Доля в уставном капитале принадлежит обществу более трех лет. Может ли общество в 2025 году продать эту долю участнику общества?

Можно ли копировать входящий документ с отметкой ДСП? У кого получить разрешение?

Можно ли копировать входящий документ с отметкой ДСП? Достаточно ли получить разрешение на создание копии экземпляра входящего документа с отметкой ДСП у руководителя своей организации или необходимо получить разрешение на копирование у организации, направившей нам этот документ?

Надо ли получать согласие ООО на изменение договора залога доли между участником ООО и третьим лицом?

Закон об ООО требует получения согласия общего собрания участников общества на передачу доли в уставном капитале ООО в залог третьему лицу. Имеется ли в законодательстве норма о предоставлении согласия общества на внесение изменений в условия договора залога (последующего договора залога), заключенного между участником общества и третьим лицом?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?