По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: вопрос о реорганизации общества в форме преобразования для решения общим собранием акционеров должно выносить лицо (орган общества), к компетенции которого в соответствии с уставом отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. Если уставом указанный орган не определен, в устав необходимо внести соответствующие изменения.
ЗАО не обязано уведомлять Банк России о факте подачи документов в связи с реорганизацией в форме преобразования. Однако ООО, созданное в результате реорганизации, обязано уведомить Банк России об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения акций АО в связи с реорганизацией.
Обоснование позиции
1. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования. Что, в свою очередь, соответствует требованиям подп. 3 п. 1 ст. 65 Закона об АО, согласно которому к компетенции совета директоров общества относится утверждение повестки дня общего собрания акционеров.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Закона об АО совет директоров может не создаваться в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Устав такого общества должен предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров с обязательным включением в устав указания об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
Как видим, Законом об АО установлено императивное правило о наличии в уставе общества указаний о лице (органе), наделенном полномочиями решать вопрос о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня в отсутствие совета директоров общества. Как показывает практика, таким лицом может быть директор (президент) общества (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 05.07.2013 № Ф09-187/13 по делу № А76-20985/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 № 15АП-5791/17).
Учитывая сказанное, полагаем, что при отсутствии в обществе совета директоров, вопрос о реорганизации общества в форме преобразования для решения общим собранием акционеров должен выносить орган или лицо общества, к компетенции которого в соответствии с уставом отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
В случае отсутствия в уставе указания об органе, обладающем правом инициативы созыва общего собрания акционеров, суды приходят к выводу, что такая инициатива должна принадлежать единоличному органу общества – его директору (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2004 № Ф08-3445/04, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 № 09АП-28128/13, от 17.01.2012 № 09АП-33850/11, от 19.02.2010 № 09АП-781/2010, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 № 17АП-1347/12).
Вместе с тем нельзя не отметить, что в случае созыва общего собрания акционеров неуполномоченным лицом решения, принятые на таком собрании, могут быть признаны недействительными (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 № Ф06-4473/15 по делу № А55-19780/2014, постановление Одиннадцатого ААС от 19.02.2018 № 11АП-19088/17). При этом основным доказательством наличия у лица права решать вопросы о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня является наличие в уставе соответствующего указания (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 26.10.2011 № Ф06-9186/11 по делу № А57-5583/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 № 13АП-19500/15).
Поэтому, на наш взгляд, в случае отсутствия в уставе сведений об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня, в устав должны быть внесены соответствующие изменения. Косвенно сказанное подтверждает судебная практика (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 № 10АП-1270/13).
2. Поскольку при реорганизации в форме преобразования ценные бумаги реорганизуемого АО погашаются (п. 50.8 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Банком России от 11.08.2014 № 428-П, далее – Стандарты эмиссии)), то правопреемник АО, деятельность которого прекращена в результате преобразования, обязан уведомить регистрирующий орган об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций АО в связи с реорганизацией (п. 59.1, 59.1.1 Стандартов эмиссии).
Указанное уведомление и необходимые документы (п. 58.3, 58.4, 59.3 Стандартов эмиссии) подаются в Департамент корпоративных отношений Банка России или территориальное учреждение Банка в течение 30 дней с даты получения правопреемником АО письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности эмитента в связи с его реорганизацией (п. 11.1.1, 11.3.9, 58.2, 59.2 Стандартов эмиссии). В настоящее время в подтверждение факта внесения записи в ЕГРЮЛ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, выдает лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@).
К сведению
Пунктом 50.7 Стандартов эмиссии предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации (о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении своей деятельности), в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Однако необходимо учитывать, что главой 50 Стандартов эмиссии устанавливаются особенности размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц. В свою очередь, под размещением акций следует понимать их распределение среди учредителей АО при его учреждении, а также отчуждение обществом акций их приобретателям в рамках последующей эмиссии (п. 5 ст. 9, п. 1 ст. 27, ст. 28 Закона об АО). Поэтому, полагаем, к случаям преобразования ЗАО в ООО положения п. 50.7 Стандартов эмиссии не применяются. Иных случаев, устанавливающих обязанность уведомления регистратора о подаче документов на государственную регистрацию юридического лица в связи с реорганизацией, Стандарты эмиссии не предусматривают.
Таким образом, в приведенной ситуации ЗАО не обязано уведомлять регистратора о факте подачи документов в связи с реорганизацией в форме преобразования в ООО.