Top.Mail.Ru
Вопрос
Какие нужно совершить действия (поэтапно), чтобы преобразовать ЗАО в ООО? Какие в связи с этим могут возникнуть риски (налоговые проверки и т. д.)?
Отвечает

Принятие решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования

Решение о реорганизации ЗАО в форме преобразования принимается на общем собрании акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО) и оформляется протоколом общего собрания (ст. 63 Закона об АО).

Требования к содержанию решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО изложены в п. 3 и 3.1 ст. 20 Закона об АО. Такое решение должно содержать, в частности:

  • наименование и сведения о месте нахождения ООО, создаваемого путем реорганизации ЗАО в форме преобразования;
  • порядок и условия преобразования;
  • порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО;
  • указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО (директор, генеральный директор и т.п.), и о формировании других органов, если они создаются в новом юридическом лице, в частности ревизионной комиссии (либо об избрании ревизора), правления, совета директоров или наблюдательного совета. В решении о реорганизации указывается список членов этих органов (подп. 4–7 п. 3 ст. 20 Закона об АО, п. 2 и 4 ст. 32, ст. 41 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО). Поскольку закон не устанавливает соответствующих ограничений, на должность единоличного исполнительного органа создаваемого ООО может быть избрано лицо, которое не является руководителем ЗАО;
  • указание об утверждении Устава ООО с приложением данного документа (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона об ООО);
  • указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта.

Действия после принятия решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования

1. Пленум ВС РФ в п. 27 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что при реорганизации в форме преобразования юридическое лицо на основании п. 1 ст. 60 ГК РФ обязано уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации. Аналогичную позицию занял регистрирующий орган (письмо ФНС России от 29.07.2015 № ЕД-3-14/2874@).

Данное уведомление (по форме № P12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@) должно быть направлено в регистрирующий орган в течение трех дней после даты принятия решения о реорганизации. Публикация же сообщения в «Вестнике государственной регистрации» или уведомление кредиторов в иной форме не являются обязательными (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

2. В связи с созданием ООО в результате преобразования ЗАО в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), а именно:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма № Р12001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • устав ООО (в двух экземплярах в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, – в одном экземпляре);
  • передаточный акт;
  • документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 руб. – подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;
  • если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 № 13-56/пз-н).

Документы на регистрацию могут быть поданы по истечении трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (письма ФНС России от 27.08.2015 № ГД-3-14/3272@, от 29.07.2015 № ЕД-3-14/2874@).

С момента государственной регистрации юридического лица, которое создается в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона № 129-ФЗ, п. 4 ст. 15 Закона об АО):

  • реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;
  • преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.

3. Поскольку при реорганизации в форме преобразования ценные бумаги реорганизуемого ЗАО погашаются (п. 50.8 положения Банка России от 11.08.2014 № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии)), то ООО, являющееся правопреемником АО, обязано уведомить регистрирующий орган об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций АО в связи с реорганизацией (п. 59.1 и 59.1.1 Стандартов эмиссии).

Уведомление и необходимые документы (п. 58.3, 58.4 и 59.3 Стандартов эмиссии) подаются в Департамент корпоративных отношений Банка России или территориальное учреждение Банка в течение 30 дней с даты получения ООО письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности эмитента в связи с его реорганизацией (п. 11.1.1, 11.3.9, 58.2 и 59.2 Стандартов эмиссии). В настоящее время в подтверждение факта внесения записи в ЕГРЮЛ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, выдает лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@).

Проверки, связанные с реорганизацией организации

В случае реорганизации налогоплательщика-организации в отношении нее налоговым органом может быть произведена так называемая внеплановая выездная налоговая проверка.

В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Отметим, что проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью.

Общий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Данный перечень является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по основаниям, не указанным в нем. Факт реорганизации организации не предусмотрен среди оснований, перечисленных в ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, следовательно, не является основанием для включения организации-правопреемника в ежегодный план проверок на следующий год.

Таким образом, в случае проведения реорганизации организации в отношении нее может быть проведена выездная налоговая проверка.

Иных проверок, связанных с реорганизацией организации, законодательство не предусматривает.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Изменил ли поставщик досрочной поставкой условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Договором поставки срок поставки поставлен под условие получения аванса. Поставка осуществляется партиями. Однако, не дожидаясь получения аванса, поставщик стал поставлять товар и поставил несколько партий. В дальнейшем поставщик стал поставлять товар, допуская просрочку. С какой даты считать срок поставки? Изменил ли поставщик своим поведением (досрочной поставкой) условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Как зарегистрировать смену юридического адреса?

Каков порядок регистрации смены юридического адреса? Нужно ли предоставлять в ИФНС гарантийное письмо от арендодателя о разрешении регистрации юридического адреса?

Как оформить в письме отметку о приложении, если они сканируются одним файлом?

Как оформить в письме отметку о приложении, если приложение и письмо сканируются одним файлом, а потом подписываются электронной подписью? В этом случае отдельного файла у приложения нет – и письмо, и его приложение «находятся» в едином файле.

Как реорганизовать АО с единственным акционером в ООО?

Имеется АО (непубличное) с единственным акционером – АО, в котором также единственный акционер. В непубличном АО планируется реорганизация в форме преобразования в ООО. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 66 ГК РФ, по общему правилу, хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Аналогичные положения содержатся в абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона об ООО. Как в данном случае осуществить преобразование из АО в ООО? Можно ли включить при преобразовании в ООО еще одного участника? В каком порядке это делается?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?