Законно ли правообладателю ограничить продажу маркированного своим товарным знаком товара

Вопрос
Может ли правообладатель товарного знака ограничить продажу дистрибьютором товара, маркированного своим товарным знаком, на маркетплейсе, если в договоре с дистрибьютором последнему не передавались права на товарный знак?
Отвечает

Правообладатель не может в одностороннем порядке ограничить права дистрибьютора на продажу товаров на маркетплейсах. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Именно поэтому, к примеру, размещение товарного знака в Интернете, на бланках, в рекламе и т.п. представляет собой использование товарного знака, которое должно осуществляться с согласия правообладателя.

Размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ, является исключительным правом владельца товарного знака (правообладателя, подп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Вместе с тем в силу ст. 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование его другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (т.н. исчерпание исключительного права на товарный знак). При этом данная норма не содержит указания, в какой форме должно быть оформлено согласие правообладателя на использование товарного знака, нанесенного на товар, вводимый в гражданский оборот третьим лицом на территорию РФ. Судебная практика выработала подход, что согласие на использование товарного знака должно быть выражено в форме, которая позволяет достоверно установить адресанта согласия, способна быть воспринятой адресатом и позволит ему в случае возникновения спора доказать выдачу такого согласия (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2017 № С01-521/2017 по делу № А56-48300/2015).

В рассматриваемом случае вводом товара в гражданский оборот, по нашему мнению, является момент заключения правообладателем товарного знака договора с дистрибьютором с предоставлением последнему права на перепродажу такой продукции. Очевидно, что обеим сторонам такого договора известно, что перепродаваться будет товар, маркированный конкретным товарным знаком. Таким образом, приходим к выводу, что в описанной ситуации попытки правообладателя привлечь дистрибьютора к ответственности или ограничить его права на продажу этих товаров на маркетплейсах не имеют правового основания, поскольку произошло исчерпание исключительного права на товарный знак.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Советы покупателю и продавцу при купле-продаже бизнеса

Купля-продажа бизнеса – всегда непростая сделка. Разбираем вопросы, в обязательном порядке подлежащие согласованию сторонами, по которым должна быть закреплена «дорожная карта» для их решения на случай, если после исполнения сделки возникнут ситуации, влияющие на взаимные обязательства и требования сторон. Выделяем показатели, которые могут оказать существенное воздействие на стоимость бизнеса (явные, скрытые и вероятные). Объясняем, какие заверения при оформлении сделки следует сделать покупателю и продавцу, чтобы снизить риски оспаривания сделки, чем грозит их нарушение и что для покупки бизнеса будет означать поворот исполнения сделки (в т. ч. при приобретении группы компаний), как может помочь опцион на заключение договора. Наши рекомендации применимы для сделок купли-продажи долей ООО и акций АО.

Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

Исходя из ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании и контроле, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением предусмотренных в указанной статье операций. Продажа акций иностранной компании относится к валютным операциям. Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Можно ли продать акции иностранной компании физлицу, с двойным гражданством (РФ и недружественной страны)?

Общество, зарегистрированное в РФ, планирует продать принадлежащие ему акции иностранной организации физическому лицу, которое имеет два гражданства: РФ и недружественной страны. Возможна ли такая сделка? Является ли она валютной операцией? Или для признания ее таковой необходимым условием является также проведение расчетов по сделке в иностранной валюте?

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

ООО продало физическому лицу здание и земельный участок. Спустя 3 года один из участников ООО решил оспорить сделку. Может ли он это сделать?

ООО продало физическому лицу здание и земельный участок. Было решение совета директоров о продаже, хотя сделка не является для общества крупной, сделкой с заинтересованностью, необходимость получения согласия на совершение таких сделок уставом общества также не предусмотрена. Согласно проведенной оценке рыночная цена имущества в два раза выше, чем установленная в договоре. Через 3 года один из учредителей узнал о сделке, посчитал ее невыгодной по цене и сейчас планирует ее оспорить. Можно ли оспорить такую сделку?

Советы покупателю и продавцу при купле-продаже бизнеса

Купля-продажа бизнеса – всегда непростая сделка. Разбираем вопросы, в обязательном порядке подлежащие согласованию сторонами, по которым должна быть закреплена «дорожная карта» для их решения на случай, если после исполнения сделки возникнут ситуации, влияющие на взаимные обязательства и требования сторон. Выделяем показатели, которые могут оказать существенное воздействие на стоимость бизнеса (явные, скрытые и вероятные). Объясняем, какие заверения при оформлении сделки следует сделать покупателю и продавцу, чтобы снизить риски оспаривания сделки, чем грозит их нарушение и что для покупки бизнеса будет означать поворот исполнения сделки (в т. ч. при приобретении группы компаний), как может помочь опцион на заключение договора. Наши рекомендации применимы для сделок купли-продажи долей ООО и акций АО.

Какие гарантии по договорам поставки в формате B2B предоставляет продавец?

Каковы требования законодательства РФ к предоставлению гарантии продавцом по договорам поставки в формате B2B? Какой минимальный срок гарантии должен быть установлен? Как распределяется бремя доказывания? Каковы условия предоставления гарантии?