Top.Mail.Ru

Какие гарантии по договорам поставки в формате B2B предоставляет продавец?

Вопрос
Каковы требования законодательства РФ к предоставлению гарантии продавцом по договорам поставки в формате B2B? Какой минимальный срок гарантии должен быть установлен? Как распределяется бремя доказывания? Каковы условия предоставления гарантии?
Отвечает

Закон не содержит требований ни относительно минимальной продолжительности гарантийного срока на товар в формате B2B, ни об обязанности продавца предоставлять гарантию качества товара.

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве – ​товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 469 ГК РФ). В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ эти требования распространяются и на отдельные виды договора купли-продажи, такие как договор поставки, продажи недвижимости, розничной купли-продажи и др.

Передача товара, качество которого не соответствует условиям договора, представляет собой ненадлежащее исполнение обязательств продавца (поставщика) и не является основанием для возникновения у покупателя встречной обязанности оплатить товар (ст. 309, 328, 469 ГК РФ). Если на момент передачи некачественного товара он уже оплачен, покупатель по договору поставки вправе потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК РФ). У покупателя по иным договорам купли-продажи такого права не возникает. Требования, которые могут быть им предъявлены в связи с обнаружением не оговоренных продавцом недостатков товара, предусмотрены ст. 475 ГК РФ. Это требования:

  • о соразмерном уменьшении покупной цены;
  • безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок;
  • возмещении расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Договор может предусматривать предоставление продавцом гарантии качества товара на определенный период (гарантийный срок). В этом случае качество товара, а также всех составляющих его частей (комплектующих изделий), если иное не предусмотрено договором купли-продажи, должно сохраняться на протяжении всего гарантийного срока (п. 2, 3 ст. 470 ГК РФ). Установление гарантийного срока является правом, а не обязанностью продавца (изготовителя), его истечение1 само по себе не влияет на возможность дальнейшего обращения товара. В свою очередь, расторжение договора купли-продажи само по себе не влияет на гарантийные обязательства продавца: они сохраняются и после расторжения договора, если иное не установлено соглашением сторон (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора»).

Закон не содержит положений, которые бы обязывали продавца в рамках упомянутых в вопросе отношений устанавливать на товар гарантию. Условие о гарантийном сроке, в том числе о его продолжительности, включается в договор исключительно по соглашению сторон.

Если по обстоятельствам, зависящим от продавца, покупатель лишен возможности использовать товар, на который предоставлена гарантия, гарантийный срок прерывается до устранения продавцом соответствующих обстоятельств. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ (п. 2 ст. 471 ГК РФ). С учетом п. 2 ст. 476 ГК РФ не возникает оснований для продления гарантийного срока, если продавец докажет, что недостатки товара, препятствовавшие его использованию, возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В зависимости от того, предоставлена ли продавцом гарантия на переданный по договору товар, доказывание обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о наличии оснований для возложения на продавца ответственности за недостатки товара, осуществляется либо продавцом, либо покупателем. При наличии гарантии продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Ответственность за недостатки товара возлагается на продавца при доказанности покупателем того обстоятельства, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Наличие гарантии производителя, не являющегося стороной договора, при этом может иметь значение лишь в случае, если такая гарантия поддержана продавцом (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.04.2015 № Ф03-1264/2015 по делу № А59-3620/2014).

Если закон или договор купли-продажи (поставки) не устанавливает иных правил, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные ст. 477 ГК РФ, а именно:

  • если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока или срока годности товара (п. 3, 4 ст. 477 ГК РФ);
  • если гарантийный срок или срок годности не установлен, то по общему правилу требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены, если недостатки обнаружены в течение разумного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю; однако законом или договором может быть установлен и более длительный срок (п. 2 ст. 477 ГК РФ);
  • если гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Помимо самого факта наличия недостатков товара существенное значение в целях разрешения спора, связанного с ненадлежащим качеством товара, в зависимости от конкретных обстоятельств приобретает правильное определение моментов начала отсчета гарантийного срока (передачи товара покупателю), обнаружения недостатков покупателем и, наконец, возникновения недостатков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 № Ф04-593/2016 по делу № А45-12435/2014).

Предъявить же требования, связанные с ненадлежащим качеством товара, покупатель может и по истечении гарантийного срока (срока годности). Перспектива удовлетворения этих требований зависит не от момента их предъявления, а от иных обстоятельств, таких как момент обнаружения недостатков, момент их возникновения и т. п. Для определения последнего, как правило, требуется привлечение лиц, обладающих специальными познаниями, проведение экспертиз и т. п. (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2015 № Ф04-21990/2015 по делу № А81-6490/2014, Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2015 № Ф05-8535/2015 по делу № А40-206854/14, ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 № Ф07-1282/2014 по делу № А05-5966/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 № 13АП-20404/2013).

Сноски 1

  1. В силу п. 1 ст. 471 ГК РФ отсчет гарантийного срока начинается с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Какую стоимость взыскать с перевозчика за утрату груза с объявленной ценностью?

Если при отправке груза указана объявленная ценность, то какая сумма подлежит взысканию с контрагента, с которым заключен договор на перевозку груза, при утрате этого груза: в размере потерянного груза или в размере объявленной ценности?

Может ли дата протокола разногласий к договору быть позже даты договора?

Может ли дата протокола разногласий к договору поставки, заключенному между обществами с ограниченной ответственностью, быть позже даты договора (договор от 22.02.2024, протокол от 28.02.2024)?

Как отразить в договоре срок вывоза продукции, если за 1 день это осуществить невозможно?

В договоре указан точный срок вывоза продукции – ​30.06.2024. Продукция в большом объеме. Физически вывезти такой объем за один день невозможно. Верно ли, что при указании срока нужно использовать предлог «до» для понимания того, что контрагент может вывезти продукцию в любое время до 30.06.2024?

Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара?

Между иностранной материнской компанией и дочерней российской организацией заключен рамочный договор поставки на несколько лет. По ряду заявок товар поставлен материнской компанией и оплачен российской. Договор продолжает действовать. Правомерно ли заключение дополнительного соглашения с целью увеличения стоимости товара по этим заявкам?

Премия контрагенту: как прописать в договоре

Рассказываем, как лучше зафиксировать условия, показатели, порядок и периодичность премирования контрагента в договоре; можно ли вопросы премирования урегулировать в одностороннем порядке. Узнаете, как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта от применения такого стимулирования. Разбираем судебную практику на примерах споров по договорам поставки. Затрагиваем и вопросы, связанные с выплатой бонусов по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Узнаете о рисках и подводных камнях. А из анализа приведенных нами судебных актов сможете позаимствовать удачные формулировки для своих договоров.

Как отразить в договоре срок вывоза продукции, если за 1 день это осуществить невозможно?

В договоре указан точный срок вывоза продукции – ​30.06.2024. Продукция в большом объеме. Физически вывезти такой объем за один день невозможно. Верно ли, что при указании срока нужно использовать предлог «до» для понимания того, что контрагент может вывезти продукцию в любое время до 30.06.2024?

Инкотермс 2020: практика применения

Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) представляет собой свод торговых терминов, широко применяемых в торговом обороте коммерсантами, реализующими по договорам купли-продажи товары своим клиентам. Правила Инкотермс 2020 не имеют силы международного договора или иного нормативного документа и применяется в предпринимательской сфере в качестве обычая. Читайте о том, какова практика применения Инкотермс 2020 и какие споры возникают между участниками гражданского оборота (с конкретными примерами из судебной практики). Смотрите образец формулировки для договора поставки с использованием одного из часто встречающихся торговых терминов.

Существенные условия договора: поставка, аренда, подряд, оказание услуг

Все юристы знают, что договор, в котором не согласованы существенные условия, считается незаключенным. Но далеко не каждый сможет ответить, какие именно условия являются существенными, даже если речь идет о таких распространенных договорах, как поставка, аренда, подряд или возмездное оказание услуг. И это неудивительно, ведь даже анализ судебной практики не всегда позволяет дать однозначный ответ. В статье мы расставим все точки над «i».