В трудовом законодательстве нет четкого указания на то, как поступать в ситуации, когда работа по совместительству становится для работника основной. В письме Роструда от 22.10.2007 № 4299-6-1 для этого случая предложены два возможных варианта оформления трудовых отношений.
Вариант 1. Внесение изменений в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения, предусматривающего утрату сотрудником статуса совместителя, приобретение им статуса основного работника и соответствующую корректировку иных условий трудового договора (о выполнении работы на полную ставку, об оплате труда). Такое право предоставлено работнику и работодателю ст. 72 ТК РФ, согласно которой по соглашению сторон трудового договора могут быть изменены любые ранее определенные ими условия в любое время. После подписания дополнительного соглашения издается приказ об изменении правового статуса работника, в котором должно быть указано, что такой-то работник, который с такого-то числа занимал такую-то должность на условиях совместительства, признается занимающим эту должность в качестве основного работника с такого-то числа. Приказ является основанием для внесения в трудовую книжку сотрудника записи о работе в качестве основного работника. Порядок внесения такой записи разъяснен в названном выше письме Роструда.
Вариант 2. Прекращение трудового договора с совместителем с последующим заключением с ним нового трудового договора о работе в той же должности, но уже без указания на то, что работа является совместительством. В этом случае совместитель с его согласия сначала увольняется с работы по совместительству (к примеру, по соглашению сторон или по собственному желанию). При этом с ним на основании ст. 140 ТК РФ производится расчет, в том числе выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. Затем он вновь принимается на работу на ту же должность, но уже на основании нового трудового договора, в котором указывается, что данная работа является для сотрудника основной; сотрудник принимается для выполнения работы на полную ставку, и отражаются новые условия об оплате труда, режиме рабочего времени и прочее. Тогда в обычном порядке и по общим правилам оформляются все иные кадровые документы, отражающие факт приема на работу (приказ о приеме на работу, трудовая книжка, личная карточка и т.д.).
Таким образом, работодатель вправе выбрать любой вариант, а затем оформить все кадровые документы. Если работник согласен, выбор работодателем в данном случае второго варианта оформления трудовых отношений правомерен.