Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Вопрос
Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.
Отвечает

В такой ситуации недостаточно лишь исправить запись в трудовой книжке, надо исправить и приказ (документ), на основании которого работник был уволен (не забудьте также внести изменения в личную карточку работника). Если меняется причина увольнения (например, как в рассматриваемом случае – по договоренности с прежним работодателем), то организация отменяет старый приказ и издает другой – об увольнении по собственному желанию. И уже на основании такого документа можно вносить исправления в трудовую книжку. В некоторых случаях помимо нового приказа бывший работодатель и работник могут составить письменное соглашение об изменении формулировки увольнения (но делать это не обязательно).

Исправление может внести как прежний работодатель, так и работодатель по новому месту работы. В последнем случае необходимо принести от прежнего работодателя либо копию приказа, либо выписку из него, либо соответствующую справку (см. Пример 2), либо другой официальный документ, на основании которого текущий работодатель и внесет исправления (п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», далее – Правила ведения трудовых книжек).

В некоторых случаях работодатели просто меняют текст приказа об увольнении, прописывая новое основание увольнения, оставив номер и дату первоначального приказа, ознакомив уволенного сотрудника с обновленным приказом. Но этот вариант грозит определенными рисками. Дело в том, что у работника может остаться копия прежнего варианта приказа. Маловероятно, что он с ним куда-то пойдет жаловаться, ведь прежний работодатель пошел ему навстречу, поменяв причину увольнения. Но на практике в дальнейшем взаимоотношения между работником и бывшим работодателем могут претерпеть изменения, поэтому лучше подстраховаться.

Внесение исправлений в трудовую книжку в данном случае стандартно. Если их делает прежний работодатель (и уже есть записи других компаний-работодателей), то прежний:

  • в графе 1 ставит очередной порядковый номер;
  • в графе 2 прописывает текущую дату, когда вносятся исправления;
  • в графу 3 вносит следующую фразу: «Запись за номером… недействительна. Уволен по собственному желанию такого-то числа1, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • в графе 4 указывает наименование и реквизиты нового приказа об увольнении (или, если номер и дата остаются прежними, снова их дублирует);
  • в графе 3 исправленную запись заверяет ответственное лицо и дает на подпись работнику.

Здесь при заполнении трудовой книжки может возникнуть два вопроса. Первый – о заверении записи. Ни Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69), ни Правила ведения трудовых книжек не содержат разъяснений по порядку заверения исправленной записи. В данном случае подпись и печать организации будут свидетельствовать о том, что именно прежний работодатель внес исправления, поэтому рекомендуем вам их проставлять. Равно как и знакомить с внесенными записями работника под подпись. Второй – о том, нужно ли, если запись вносит прежний работодатель (а новый уже успел внести запись о приеме на работу), указывать его наименование. Здесь так же нет однозначного ответа. Одни специалисты советуют не указывать наименования компании, как в Примере 1а, заверив лишь подписью и печатью прежнего работодателя. Другие говорят, что лучше это сделать, как в Примере 1б (см. «!»). На наш взгляд, более точным будет первый вариант (без указания наменования организации). Но чтобы избежать ненужных вопросов относительно формулировок, лучше, чтобы исправление внес текущий работодатель (на основании подтверждающего документа). Тогда спорных моментов (о необходимости писать наименование организации – прежнего работодателя и заверять записи подписями, оттиском печати) не будет.

Пример 1а. Исправление записи в трудовой книжке об основании увольнения прежним работодателем

Пример 1б. Исправление записи в трудовой книжке об основании увольнения прежним работодателем

Если исправления вносит новый работодатель (не доверяя передачу трудовой книжки сотруднику на этот случай), то, как было сказано выше, работник должен принести документ-подтверждение от прежнего работодателя. Заверять исправление тогда не нужно. Последовательность действий будет следующая:

  • в графе 1 ставится очередной порядковый номер;
  • в графе 2 указывается текущая дата, когда вносятся исправления;
  • в графе 3 пишут: «Запись за номером… недействительна. Уволен по собственному желанию такого-то числа, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • в графу 4 заносятся наименование, дата и номер документа от прежнего работодателя, на основании которого делается исправление.

Также напоминаем, что при наличии в трудовой книжке записи об увольнении, признаной недействительной, работник может попросить выдать ему дубликат трудовой книжки без внесения в него записи, признаной недействительной.

Сноски 1

  1. Если дата внесения исправления и дата увольнения различны, как в рассматриваемом случае. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Оформите годовую подписку 2022 в октябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Что делать, если на титульном листе трудовой книжки зачеркнута запись об образовании?

Работник принес трудовую книжку, в которой в графе «образование» на титульном листе зачеркнута надпись «среднее» и сверху написано «высшее». Никаких пояснений, когда и на основании какого документа сделано исправление, в трудовой книжке не дано (работник получил высшее образование в 2000 году). Надо ли вносить какие-то исправления или оставить все как есть?

Избран, назначен или принят: выбираем формулировку для кадровых документов

Между кадровиками, юристами и иногда даже руководителями периодически возникает спор – ​какой термин лучше использовать в документах при трудоустройстве лица в качестве руководителя: «избран», «назначен», «утвержден» или «принят»? На самом деле данный спор не имеет смысла, так как в разных нормативных документах это действие называется по-разному. Поэтому допустима ситуация, при которой юрист в корпоративных документах будет использовать термин «избран», а специалист по персоналу в кадровых документах – ​«назначен». Давайте разбираться.

Оформление бумажной трудовой книжки

1. Новый работник просит оформить ему бумажную трудовую книжку. Можно ли это сделать или бумажной книжки ему уже не положено? 2. Работник в прошлом году написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а в этом передумал. Он может в любой момент написать новое заявление или есть какие-то ограничения?

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Оформление бумажной трудовой книжки

1. Новый работник просит оформить ему бумажную трудовую книжку. Можно ли это сделать или бумажной книжки ему уже не положено? 2. Работник в прошлом году написал заявление о сохранении бумажной трудовой книжки, а в этом передумал. Он может в любой момент написать новое заявление или есть какие-то ограничения?

Что делать, если на титульном листе трудовой книжки зачеркнута запись об образовании?

Работник принес трудовую книжку, в которой в графе «образование» на титульном листе зачеркнута надпись «среднее» и сверху написано «высшее». Никаких пояснений, когда и на основании какого документа сделано исправление, в трудовой книжке не дано (работник получил высшее образование в 2000 году). Надо ли вносить какие-то исправления или оставить все как есть?