Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Вопрос
Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.
Отвечает

В такой ситуации недостаточно лишь исправить запись в трудовой книжке, надо исправить и приказ (документ), на основании которого работник был уволен (не забудьте также внести изменения в личную карточку работника). Если меняется причина увольнения (например, как в рассматриваемом случае – по договоренности с прежним работодателем), то организация отменяет старый приказ и издает другой – об увольнении по собственному желанию. И уже на основании такого документа можно вносить исправления в трудовую книжку. В некоторых случаях помимо нового приказа бывший работодатель и работник могут составить письменное соглашение об изменении формулировки увольнения (но делать это не обязательно).

Исправление может внести как прежний работодатель, так и работодатель по новому месту работы. В последнем случае необходимо принести от прежнего работодателя либо копию приказа, либо выписку из него, либо соответствующую справку (см. Пример 2), либо другой официальный документ, на основании которого текущий работодатель и внесет исправления (п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», далее – Правила ведения трудовых книжек).

В некоторых случаях работодатели просто меняют текст приказа об увольнении, прописывая новое основание увольнения, оставив номер и дату первоначального приказа, ознакомив уволенного сотрудника с обновленным приказом. Но этот вариант грозит определенными рисками. Дело в том, что у работника может остаться копия прежнего варианта приказа. Маловероятно, что он с ним куда-то пойдет жаловаться, ведь прежний работодатель пошел ему навстречу, поменяв причину увольнения. Но на практике в дальнейшем взаимоотношения между работником и бывшим работодателем могут претерпеть изменения, поэтому лучше подстраховаться.

Внесение исправлений в трудовую книжку в данном случае стандартно. Если их делает прежний работодатель (и уже есть записи других компаний-работодателей), то прежний:

  • в графе 1 ставит очередной порядковый номер;
  • в графе 2 прописывает текущую дату, когда вносятся исправления;
  • в графу 3 вносит следующую фразу: «Запись за номером… недействительна. Уволен по собственному желанию такого-то числа1, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • в графе 4 указывает наименование и реквизиты нового приказа об увольнении (или, если номер и дата остаются прежними, снова их дублирует);
  • в графе 3 исправленную запись заверяет ответственное лицо и дает на подпись работнику.

Здесь при заполнении трудовой книжки может возникнуть два вопроса. Первый – о заверении записи. Ни Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69), ни Правила ведения трудовых книжек не содержат разъяснений по порядку заверения исправленной записи. В данном случае подпись и печать организации будут свидетельствовать о том, что именно прежний работодатель внес исправления, поэтому рекомендуем вам их проставлять. Равно как и знакомить с внесенными записями работника под подпись. Второй – о том, нужно ли, если запись вносит прежний работодатель (а новый уже успел внести запись о приеме на работу), указывать его наименование. Здесь так же нет однозначного ответа. Одни специалисты советуют не указывать наименования компании, как в Примере 1а, заверив лишь подписью и печатью прежнего работодателя. Другие говорят, что лучше это сделать, как в Примере 1б (см. «!»). На наш взгляд, более точным будет первый вариант (без указания наменования организации). Но чтобы избежать ненужных вопросов относительно формулировок, лучше, чтобы исправление внес текущий работодатель (на основании подтверждающего документа). Тогда спорных моментов (о необходимости писать наименование организации – прежнего работодателя и заверять записи подписями, оттиском печати) не будет.

Пример 1а. Исправление записи в трудовой книжке об основании увольнения прежним работодателем

Пример 1б. Исправление записи в трудовой книжке об основании увольнения прежним работодателем

Если исправления вносит новый работодатель (не доверяя передачу трудовой книжки сотруднику на этот случай), то, как было сказано выше, работник должен принести документ-подтверждение от прежнего работодателя. Заверять исправление тогда не нужно. Последовательность действий будет следующая:

  • в графе 1 ставится очередной порядковый номер;
  • в графе 2 указывается текущая дата, когда вносятся исправления;
  • в графе 3 пишут: «Запись за номером… недействительна. Уволен по собственному желанию такого-то числа, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • в графу 4 заносятся наименование, дата и номер документа от прежнего работодателя, на основании которого делается исправление.

Также напоминаем, что при наличии в трудовой книжке записи об увольнении, признаной недействительной, работник может попросить выдать ему дубликат трудовой книжки без внесения в него записи, признаной недействительной.

Сноски 1

  1. Если дата внесения исправления и дата увольнения различны, как в рассматриваемом случае. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в апреле + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в апреле + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = 30%

Рекомендовано для вас

Об отмене неверной записи в трудовой книжке

Сотрудница уволена с прежнего места работы 31.12.2013. На новом месте работает с 01.01.2014 (по приказу от 31.12.2013). Ошибку заметили только сейчас. Как правильно отменить неверную запись и внести верную? Какой датой?

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ‑ТД.

В трудовой книжке пропустили запись – как ее внести

В трудовой книжке работника пропустили запись о переводе и присвоении разряда. После этой даты в нее уже было внесено несколько записей у того же работодателя. Как правильно оформить пропущенную запись?

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.

Приказ об увольнении: разбираем по реквизитам

Кадровый документ, вызывающий на практике больше всего вопросов при его составлении и самое значительное число споров после издания, – это, конечно же, приказ об увольнении. Инспекторы ГИТ особенно любят проверять наличие и правильность оформления таких приказов, а работодатели слишком часто допускают ошибки в них, которые приводят к проигрышам в судах и/или привлечению к административной ответственности. Расскажем все самое важное про текст приказа об увольнении, в том числе какие требования предъявляет закон, что можно взять на вооружение из судебной практики. В первой части статьи подробно исследуем следующие реквизиты: наименование организации и документа, номер и дата, а также сведения о факте прекращения трудового договора и последнем рабочем дне.

О приеме на работу в трудовой книжке: бумажной и электронной

Записи о приеме на работу среди кадровиков считаются самыми простыми с точки зрения внесения в бумажные трудовые книжки. Но ровно до тех пор, пока не столкнешься с нетипичной ситуацией: можно ли заводить трудовую книжку или вносить в нее записи с первого дня работы сотрудника? а использовать штамп с названием организации? обязательно ли указывать структурное подразделение, в которое работник принят? нужно ли отражать вахтовый метод работы? какую запись внести в трудовую руководителя организации: принят на работу, избран или назначен на должность? и что указывать в графе «Основание» – ​приказ или протокол общего собрания? С появлением «электронных трудовых книжек» к этому списку добавились новые вопросы: как понять, какую трудовую книжку – ​бумажную или электронную – ​надо вести на нового сотрудника? в какой срок направить отчет по форме СЗВ-ТД при приеме нового работника и можно ли его сдать в бумажном виде? нужно ли его оформлять при приеме на работу по совместительству? что делать, если при приеме новый работник сразу подал заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).