В порядке оформления распорядительных документов отражается система управления. Рекомендуем вспомнить (и напоминать руководителю), что отчитываться о выполнении поручения, сформулированного в приказе, исполнители будут тому должностному лицу, которое подписало приказ (Пример 2) как основной документ оперативного управления на основе единоначалия и без делегирования полномочий.
Управленческая схема простая:
- руководитель подписал приказ,
- руководитель контролирует и регулирует исполнение – получает отчеты и принимает решение о фактической реализации поручения (если отдельным пунктом приказа он не делегировал это иному лицу, см. «!» в Примере 1).
Формулируются поручения в приказе по обычной речевой модели: кому – что сделать – к какому сроку?
Пример 1. Фрагмент приказа, контроль исполнения которого подписант делегировал иному лицу
Пример 2. Фрагмент приказа, контроль исполнения которого остается за подписантом
Вариант из Примера 2 означает, что в установленный срок информация предоставляется тому руководителю, который подписал приказ.
Конечно, вас может насторожить тенденция последнего времени, при которой существенно снижаются требования к качеству документов. Обратите внимание на то, что в п. 3.25 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и в приложении № 4 к Методическим рекомендациям по применению ГОСТ 7.0.97-2016 допускается формулировка последнего пункта приказа:
8. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Означает ли это, что вариант из Примера 2 (когда отсутствует «специальная» фраза, как в Примере 3, и явное делегирование контроля исполнения приказа, как в Примере 1), остается непонятным: кому надо отчитываться о выполнении поручений – кому передавать отчеты и затребованную информацию? Давно сложившаяся практика делопроизводственной работы и элементарная логика говорит: кто дал поручение, тому результат его выполнения и нужен. Но, видимо, не всем это бывает понятно, поэтому фраза из Примера 3 и стала появляться.
Примерная инструкция по делопроизводству, обязательная для государственных организаций, ее закрепила. Поэтому такие организации обязаны ее применять.
К остальным организациям имеют отношение Методические рекомендации по применению ГОСТ 7.0.97-2016, но они не обязательны. Оба упомянутых документа дружно внедряют в нашу практику новую фразу из Примера 3. Видимо, со временем она приживется. Использовать ли в документах вашей организации ее прямо сейчас – решать вам.