О правильном указании регалий в документах
В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?
Язык документов требует значительной степени ответственности за изложение фактов, использование лексики и даже правильное применение знаков препинания. Ведь истории с фразой «казнить нельзя помиловать» порой встречаются и в реальной жизни – когда пропущенная запятая не дает правильно понять суть распоряжения: все-таки казнить («казнить, нельзя помиловать») или миловать («казнить нельзя, помиловать»). А как раз такие мелочи отлавливать и исправлять особенно трудно. Расскажем, какие нюансы необходимо учесть при составлении приказа, чтобы этого избежать.
При оформлении этого реквизита все достаточно просто. Он должен:
Пример 1. Заголовок к тексту приказа
Об организации дистанционной работы в период пандемии
А вот при составлении текста приказа ошибочная практика бывает столь обширна, что ее изложение вылилось в эту статью. Здесь изложены по крайней мере те распространенные варианты «шероховатостей», которые исполнители часто пытаются включать в приказы, а на этапе нормоконтроля их приходится исправлять.
Текст приказа состоит из двух частей:
Преамбула констатирует причины, основания, цели составления документа, содержит ссылки на необходимые документы, может начинаться словами «С целью…», «В соответствии с…», «Во исполнение…».
Если приказ издается на основании другого документа, то тот фигурирует в констатирующей части, при этом его реквизиты принято указывать в следующем порядке:
Пример 2. Ссылка на внутренний документ-основание в преамбуле приказа
В соответствии с приказом от 18.01.2021 № 15 «Об утверждении рабочей группы по проведению аттестации работников филиалов»
Пример 3. Ссылка на внешний документ-основание в преамбуле приказа
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <…> № <…> «О <…>»
Преамбула должна быть краткой и универсальной, укладываться в единое синтаксическое целое: «на основании… приказываю», «в соответствии с… приказываю» и т. д.
Некоторые исполнители пытаются включить в преамбулу подробный текст в несколько предложений, отделенных друг от друга точками. Чаще всего это приказы, связанные с очередными учениями по гражданской обороне, подведением итогов по охране труда, а также с различными чрезвычайными ситуациями. В таких случаях преамбулу целесообразно сократить до ссылки на документ, который может быть оформлен как приложение к приказу – тогда в него можно перенести все подробности:
Пример 4. Добиваемся краткости преамбулы за счет «спуска» подробного изложения в приложение к приказу
На основании описания ситуации (прилагается) п р и к а з ы в а ю:
Преамбула во всех приказах о внесении изменений в состав рабочей группы проекта, комиссии и др. универсальна:
Пример 5. Преамбула приказа
В связи с изменением режима работы
Если трудно описать все обстоятельства, на основании которых создается новый документ, или он издается для исправления допущенной в предыдущем приказе грубой фактической ошибки, на которой акцентировать внимание не следует, то применяется стандартная безликая фраза:
Пример 6. Преамбула приказа
В связи с производственной необходимостью
Запятая в конце преамбулы ставится только в том случае, если она обусловлена синтаксической конструкцией (закрывается причастный или деепричастный оборот, который совпадает с окончанием преамбулы). В остальных случаях она не нужна (см. Примеры 2–8).
Преамбула в проектах приказов завершается словом «приказываю», которое можно писать двумя способами (оба правильные, но вариант из Примера 8 обязателен для государственных организаций 1 ). Организация выбирает для себя какой-то один из этих вариантов и далее следует ему.
Поручение должно адресоваться конкретному должностному лицу или группе лиц с указанием ответственного исполнителя. При этом количество пунктов приказа оптимизируется за счет того, что каждому исполнителю выдаются сразу все поручения, а не вразброс по тексту. Приведем пример из...
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?
Многие кадровики и не подозревают, что приказы в организации бывают не только по основному виду деятельности и личному составу, но также и по административно-хозяйственной деятельности. К последним относятся, например, приказы о закреплении автомобилей за водителями или о выделении корпоративных номеров сотрудникам. Рассказываем, как выявить приказы по АХВ в документообороте компании, для чего это нужно и на что влияет. Даем рекомендации по учету и хранению данных приказов.
Допустимо ли неуказание в приказе по основной деятельности (заголовке, вводной и резолютивных частях), оформляемом на бланке компании: – наименования компании; – наименования компании в пункте приказа, содержащем наименование ее структурного подразделения (например, «3. Возложить функцию методического руководства на руководителя Управления методологии страхования Иванова А.А.»)?
Мы разобрали вопросы от читателей по оформлению текста приказа. В частности, ответили на следующие: как писать слово «приказываю»? как формулировать преамбулу и можно ли излагать ее в повествовательной форме? как дать поручение конкретному лицу? в каком падеже писать Ф.И.О. и должность? как сформулировать пункт о контроле? можно ли руководителю расписаться не только на приказе, но и на приложениях, которые он утвердил?
Как сформулировать в приказе поручение представить информацию (отчет и т. п.) подписанту этого распорядительного документа?
В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?
Кадровый документ, вызывающий на практике больше всего вопросов при его составлении и самое значительное число споров после издания, – это, конечно же, приказ об увольнении. Инспекторы ГИТ особенно любят проверять наличие и правильность оформления таких приказов, а работодатели слишком часто допускают ошибки в них, которые приводят к проигрышам в судах и/или привлечению к административной ответственности. Расскажем все самое важное про текст приказа об увольнении, в том числе какие требования предъявляет закон, что можно взять на вооружение из судебной практики. В первой части статьи подробно исследуем следующие реквизиты: наименование организации и документа, номер и дата, а также сведения о факте прекращения трудового договора и последнем рабочем дне.
Многие кадровики и не подозревают, что приказы в организации бывают не только по основному виду деятельности и личному составу, но также и по административно-хозяйственной деятельности. К последним относятся, например, приказы о закреплении автомобилей за водителями или о выделении корпоративных номеров сотрудникам. Рассказываем, как выявить приказы по АХВ в документообороте компании, для чего это нужно и на что влияет. Даем рекомендации по учету и хранению данных приказов.