Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» раскрывает понятие «персональных данных». Это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Конкретного перечня сведений, которые характеризуются как персональные данные, в указанной норме нет. Однако в ст. 8 Закона № 152‑ФЗ персональными данными называются такие сведения, как фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии.
Как следует из приведенных положений законодательства, персональные данные – это всегда информация, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. Следовательно, если номер телефона закреплен за конкретным человеком (зарегистрирован за ним), он признается персональными данными.
Такой вывод поддерживается и судебной практикой (см., например, п. 18 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017; кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 № 88А-4529/2020, апелляционные определения Новосибирского областного суда от 17.07.2018 по делу № 33-6650/2018; Алтайского краевого суда от 29.09.2015 по делу № 33-9241/2015).
По названным делам предметом спора были действия по передаче номера телефона гражданина без получения его согласия на это. Во всех случаях указанное поведение стороны по делу судами было признано нарушающим требования Закона № 152‑ФЗ.
В подтверждение изложенной позиции можно сослаться также на письмо Минкомсвязи России от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ, в котором названный уполномоченный орган указал, что абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных. Не делая прямого вывода, Минкомсвязи России тем не менее исходит из того, что закрепленный за гражданином абонентский номер позволяет его идентифицировать, следовательно, является персональными данными.
Справедливости ради необходимо сказать и о том, что встречаются судебные акты с противоположной позицией (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 24.07.2017 по делу № 33-28957/2017). Однако они являются единичными.
Таким образом, номер телефона признается персональными данными, если он зарегистрирован на определенное физическое лицо, что позволит идентифицировать конкретного человека. В этом случае любое действие с номером телефона работника (сбор, запись, хранение, передача и т. д.) может быть осуществлено с соблюдением положений Закона № 152‑ФЗ.
Добавим также, что в личной карточке сотрудника, которая большинством организаций продолжает вестись по унифицированной форме № Т-2, есть графа «Номер телефона». Однако в ст. 57 ТК РФ среди сведений о работнике, которые необходимо указать в трудовом договоре, не поименован номер телефона сотрудника. Поэтому если вы ведете на работника личную карточку, заполнять эту строчку не обязательно. Если же вы захотите это сделать, необходимо будет получить от сотрудника письменное согласие на обработку персданных. Напомним также, что согласно толкованию консультантами Роструда нового Порядка ведения и хранения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н), с 01.09.2021 вести личные карточки на работников не обязательно. Однако мы советуем не торопиться отказываться от них. Ведь при потере бумажной трудовой книжки или других важных кадровых документов именно личные карточки помогут восстановить данные в кратчайший срок (особенно, если речь идет о назначении пенсии, в т.ч. льготной).