Согласно положениям ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между иностранным работником и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками-иностранцами или лицами без гражданства регулируются иностранным правом.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранца, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Иных обязанностей для работодателя по уведомлению МВД России в случае наличия трудовых отношений с иностранным гражданином, не являющимся высококвалифицированным специалистом, законодательством не установлено. Таким образом, получение им вида на жительство в РФ (ВНЖ) каких-либо уведомлений не требует.
Отметим, что согласно положениям ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином, помимо прочих сведений, должен содержать информацию:
- о разрешении на работу (патенте) – для временно пребывающих в РФ лиц;
- разрешении на временное проживание в РФ – для временно проживающих лиц;
- виде на жительство – для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после получения вида на жительство сведения о патенте актуальность утрачивают и, кроме того, появляется необходимость отразить в договоре сведения о ВНЖ. Сделать это можно, например, подписав дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). В документе указываются реквизиты вида на жительство и исключается информация о патенте. Подобные изменения, естественно, не могут рассматриваться как прекращение (расторжение) трудового договора, соответственно, необходимости уведомлять МВД о данных обстоятельствах нет.
Отдельно подчеркнем: общие основания прекращения трудового договора перечислены в ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Помимо них, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 77 ТК РФ). Так, например, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ. Однако ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах ТК РФ, ни в других нормативных актах не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае получения работником вида на жительство в РФ. Поэтому данное обстоятельство не может рассматриваться как основание для прекращения заключенного с ним трудового договора.
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Закона № 115‑ФЗ, в 3-дневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.