В настоящее время осуществление мероприятий по созданию и работе службы по охране труда регулируется приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (далее – Рекомендации). С их учетом в организациях, осуществляющих производственную деятельность, работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников, учитывающие специфику деятельности организации. Обращаем внимание, что данные Рекомендации не проходили государственной регистрации в Минюсте России, не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер. Следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.
В п. 30 Рекомендаций приведены основные должностные обязанности работников службы охраны труда, которые Минтруд России советует учитывать работодателям при определении численности работников службы. А в п. 30.3 приведен перечень работ, которые сотрудники службы должны осуществлять для контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов. В частности, они могут:
-
Регулярно (планово) контролировать соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда РФ и ее субъектов, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и его структурных подразделений. Для этого они наделяются правом:
- беспрепятственно посещать в любое время суток структурные подразделения работодателя и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, находящиеся в ведении работодателя, знакомиться с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
- предъявлять руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение. Форма предписания приведена в приложении № 2 к Рекомендациям;
- запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений работодателя необходимые сведения, информацию, документы для осуществления полномочий;
- запрашивать и получать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
-
Принимать меры по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям службы охраны труда, а также обращениям работников. Для этого они наделяются правом:
- приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
- направлять работодателю требования об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медосмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, при наличии медицинских противопоказаний, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
- направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда и предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
Таким образом, согласно Рекомендациям в сферу полномочий службы охраны труда (специалиста по охране труда) входит в том числе и выдача предписаний, и приостановление работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений. Иных норм, регулирующих указанный вопрос, в законодательстве нами не обнаружено.
Наталья Обухова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ