Не успели специалисты по охране труда разобраться в новых правилах обучения по охране труда, как с 01.09.2023 вступили в силу новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. О важных изменениях, в том числе улучшениях для работодателей, новых обязанностях для работников и другие значимые детали узнаете из статьи.
Также в вашем распоряжении: удобная таблица с распределением обязанностей по обеспечению работников СИЗ (ее можно использовать и для целей составления локального нормативного акта или иного организационно-распорядительного документа); образцы оформления норм выдачи СИЗ, личной карточки учета выдачи СИЗ, карточки учета выдачи дежурных СИЗ (согласно рекомендациям Минтруда России).
На что обратить внимание
Новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н) 1 будут действовать до 01.09.2029. С началом их действия утратили силу:
- Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н);
- стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н).
Выделим кратко некоторые важные изменения в новом документе, в том числе в пользу работодателей:
1) Правила приводят новые рекомендуемые образцы документов – нормы выдачи СИЗ, карточку учета выдачи дежурных СИЗ; обновлена также и личная карточка выдачи СИЗ, она стала универсальной для СИЗ и смывающих средств, а на оборотной стороне должна содержаться информация о классе защиты СИЗ;
2) Правила объединяют порядок выдачи СИЗ и смывающих средств, содержат разделы, отражающие специфику обеспечения СИЗ работников сторонних организаций, с учетом климатических особенностей. Руководствоваться одним документом всегда удобнее, чем несколькими;
3) Правила дают разъяснение порядка вывода из эксплуатации СИЗ (этот раздел должен примирить работников, специалистов по охране труда и бухгалтерию);
4) Правила содержат революционное требование для работников сообщать работодателю об изменениях своих антропометрических данных (для малых предприятий несложно проводить периодический опрос сотрудников о размере одежды, но делать такую работу на крупных предприятиях весьма трудозатратно);
5) для применения новых Правил работодатель должен не только иметь результаты СОУТ, но и произвести оценку профессиональных рисков (ОПР);
6) работодателям необходимо разработать и утвердить:
- во-первых, локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами и распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации;
- во-вторых, нормы выдачи работникам СИЗ и смывающих средств;
7) в период до 31.12.2024 работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии). Причем работодатель должен принять решение о применении в период с 01.09.2023 до 31.12.2024:
- Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 767н 2,
- или типовых норм 3 .
Права и обязанности работодателя и работника
Разберем более подробно некоторые права и обязанности сторон трудового договора. Стоит отметить, что в Правилах есть два отдельных раздела:
- права и обязанности работодателя в обеспечении работников СИЗ;
- обязанности работников по применению СИЗ.
Выделим некоторые ключевые обязанности. Так, работодатель обязан разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утвердить Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации 4 .
Также работодателю следует обеспечить разработку ЛНА, устанавливающего:
- порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами,
-
распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.
У многих компаний уже существуют ЛНА, устанавливающие порядок обеспечения работников СИЗ, а нормы выдачи – в коллективном договоре. Их необходимо пересмотреть и привести в соответствие с новыми требованиями. Для тех, у кого нет ЛНА, – необходимо их принять.
Причем в ЛНА необходимо грамотно прописать распределение обязанностей, закрепив каждую из них (или группы обязанностей) за конкретной должностью. Сделать это придется для реализации обязанностей работодателя:
- по организации учета и контроля за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
- обеспечению в случае применения вендингового оборудования и дозаторов постоянного наличия в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
- обеспечению контроля за правильностью применения СИЗ работниками, а также своевременного приема от работников и вывод из эксплуатации (включая утилизацию СИЗ).
Если в компании утверждены и действуют должностные инструкции, лучше все обязанности в области охраны труда перенести в них, уйдя от распространенного обобщения до обязанности соблюдать нормы и требования трудового законодательства и локальных нормативных актов работодателя в области охраны труда.
Правила уточняют, что Порядок обеспечения работников СИЗ следует разработать всем работодателям, кроме относящихся к субъектам малого предпринимательства. Такой ЛНА должен включать:
- порядок выявления потребности работников в СИЗ;
- предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;
- порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ;
- порядок...