Top.Mail.Ru
На 2022 год приходится много новых правил в области охраны труда, в том числе об обучении по охране труда и проверке знаний. Изменения являются масштабными и коренным образом меняют подход к такому обучению и порядку его оформления. Рассказываем, какие значимые изменения нас ждут с 01.09.2022 при проведении инструктажей, стажировках, обучении оказанию первой медпомощи, использованию (применению) СИЗ и пр. Затрагиваем особенности обучения по охране труда на микропредприятиях.

Новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее – ​Правила, Постановление). Постановление вступило в силу 01.03.2022 лишь в части двух незначительных по своему содержанию пунктов, не связанных напрямую с регулированием обучения по охране труда, но уже 01.09.2022 нас ждут первые значимые изменения. Причем срок действия этих нововведений ограничен – ​до 01.09.2026 1.

Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

1) инструктажей по охране труда;

2) стажировки на рабочем месте;

3) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

4) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) обучения по охране труда у работодателя, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

Рассмотрим каждый из видов обучения подробнее.

Инструктажи

Формы и методы проведения инструктажа по охране труда работодатель может определять самостоятельно, а это значит, что он должен сделать свой выбор и закрепить его в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) или ином локальном нормативном акте (ЛНА), регулирующем вопросы инструктажей. Инструктаж может быть проведен:

  • в форме рассказа (лекции),
  • путем демонстрации видеоролика или презентации,
  • с помощью предоставления материалов для прочтения и пр.

Предусмотрены три вида инструктажей по охране труда:

Для вводного инструктажа по охране труда по-прежнему предусмотрена лишь программа с приведением примерного перечня тем для рассмотрения. Но, как показывает практика общения со специалистами по охране труда и другими работниками, эффективнее иметь Инструкцию вводного инструктажа, так как это позволит повысить эффективность такого инструктажа, а также сохранит полноту доводимой информации.

Вводный инструктаж по охране труда проводится до начала выполнения трудовых функций:

  • вновь принятым работникам;
  • лицам, участвующим в производственной деятельности;
  • лицам, проходящим производственную практику.

Обратите внимание: современная практика инструктажей, основанная на вопросах, рассматриваемых при расследовании несчастных случаев, предусматривает проведение вводного инструктажа в отношении работников сторонних организаций, осуществляющих работу на территории организации, например сотрудников клиринговых организаций. При этом подавляющее большинство организаций использует для этого отдельный Журнал регистрации вводного инструктажа.

Фрагмент документа

Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»

Приложение № 1
к Правилам обучения по охране
труда и проверки знания
требований охраны труда

Примерные перечни
тем для программы вводного инструктажа по охране труда


1. Сведения об организации. Политика и цели работодателя в области охраны труда.

2. Общие правила поведения работающих на территории организации в производственных и вспомогательных помещениях. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории организации.

3. Расположение основных служб, вспомогательных помещений. Средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены.

4. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев на производстве, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных производствах из-за нарушения требований охраны труда.

5. Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций.

6. Оказание первой помощи пострадавшим.

Работодателю необходимо расширить содержание вводного инструктажа, если он освободил от первичного работников, использующих персональные компьютеры, копировальные аппараты и прочую офисную организационную и бытовую технику (об этом чуть ниже). Сделать это необходимо в целях доведения информации о безопасных способах работы до сведения конкретных сотрудников.

Первичный инструктаж по охране труда проводится:

  • для работников организации – ​до начала самостоятельной работы,
  • а также для лиц, проходящих производственную практику, соответственно, – ​до начала ее прохождения.

Существенно изменились нормы об освобождении от первичного инструктажа, что позволит разрешить много вопросов с надзорными органами. Допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда необходимо провести вводный инструктаж по охране труда?

Трудовой договор заключен в пятницу. В договоре указывается, что работник приступает к выполнению обязанностей во вторник. Когда необходимо провести вводный инструктаж по охране труда? Можно ли это сделать в понедельник, то есть до того, как работник приступит к работе?

Если с дистанционным работником произошел несчастный случай

Может ли с дистанционным работником произойти несчастный случай, и должен ли работодатель его расследовать? Ведь как-то странно, что работник не под присмотром работодателя, что с ним может произойти? И можно ли как-то обезопасить себя работодателю?

Расследование, оформление и учет микротравм работников

Продолжаем изучать масштабные изменения в законодательстве об охране труда. С 01.03.2022 у работодателей появилась обязанность учитывать микроповреждения (микротравмы) работников – ​небольшие порезы, ожоги и пр. Разбираем, что является микроповреждением, а что уже несчастным случаем, всех ли работников это касается, как оформить произошедшую микротравму. Узнаете, какие требования надо обязательно соблюдать, а что только рекомендуется. Приводим образцы документов, которые понадобятся, если столкнетесь с микротравмой.

Расследуем несчастные случаи по новым правилам

Рассказываем, на что надо сразу обратить внимание в связи со введением с 1 сентября 2022 г. новых правил расследования несчастных случаев. Речь идет не только о точечном обновлении в соответствии с современными условиями работы, но и о ряде ключевых инноваций, которые затрагивают как непосредственно работодателей, так и деятельность государственных инспекторов труда. Среди прочего узнаете, как сейчас обстоят дела с несчастными случаями, произошедшими с дистанционными сотрудниками и лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Автор привел удобную таблицу-шпаргалку с указанием особенностей расследования несчастных случаев по новым требованиям в зависимости от того, где и с кем происшествие имело место. Статья полезна как специалистам в области охраны труда, так и всем другим сотрудникам (исполнителям), кто хочет быть в курсе, как теперь должно производиться такое расследование.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Нужно ли индексировать зарплату и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

Эпидемия коронавируса научила работодателей не только организовывать удаленный режим работы и проводить профилактические мероприятия, но и отстранять работников, например не прошедших обучение по охране труда. Видимо, из-за этого между сотрудниками и работодателями все чаще возникают споры о законности отстранений от работы. Мы проанализировали наиболее распространенные ошибки, допускаемые работодателями при отстранении, и даем советы, как их избежать.