Top.Mail.Ru

Производственный контроль: кому нужен и как организовать

Большинство специалистов, когда слышит термин «производственный контроль», представляет себе крупное промышленное предприятие и редко задумывается о производственном контроле в других сферах, например в детском саду, аквапарке, химчистке, медорганизации и на иных предприятиях, сотрудники которых могут и не подозревать о его необходимости. Расскажем, что он собой представляет, в каких организациях нужен и как его организовать. Узнаете, как самостоятельно проверить, все ли требования вы соблюдаете в отношении производственного контроля.

Что такое производственный контроль, и кто из работодателей должен его осуществлять?

Производственный контроль (ПК) – ​это комплекс практических мероприятий, осуществляемых работодателем, направленных на улучшение условий труда работников, контроль за уровнем вредных и опасных факторов, профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Обязанности по ПК могут возникнуть у работодателя в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности. При этом наиболее регламентирован порядок проведения ПК для промышленной безопасности. Поэтому в статье будем опираться в основном на него.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» 1. Основные задачи производственного контроля указаны в п. 8 Правил (см. Схему).

Схема. Основные задачи производственного контроля

Исходя из этого, целями производственного контроля можно определить:

  • профилактику профессиональных заболеваний;
  • мониторинг уровня воздействия вредных факторов;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований.

Требования об осуществлении производственного контроля содержатся в упомянутых Правилах и Федеральном законе от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 2. Данные требования адресованы:

1) к организациям (включая отдельные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов 3  (п. 1–3 Правил);

2) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг (ст. 11 и 32 Закона № 52‑ФЗ).

Таким образом, обязанность осуществления производственного контроля возлагается в том числе:

  • на предприятия общественного питания;
  • компании оптово-розничной торговли;
  • медицинские организации и исследовательские лаборатории;
  • детские досуговые и образовательные организации;
  • транспортные предприятия;
  • косметические салоны, химчистки и прачечные;
  • промышленные предприятия;
  • перевозчиков, организаторов переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО);
  • объекты питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и пр.

Следует обратить внимание, что это может быть не основной вид деятельности. Например, компания по предоставлению банковских услуг может организовать работу столовой для своих сотрудников, где осуществляется приготовление пищи, или архитектурная компания – приобрести в собственность бассейн, который используется сотрудниками и членами их семей. И тогда для них производственный контроль обязателен.

Организация производственного контроля

Согласно ст. 32 Закона № 52‑ФЗ производственный контроль осуществляется:

  • в порядке, установленном техническими регламентами или санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • с использованием результатов выполненных при проведении спецоценки условий труда исследований...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Как должно проходить обучение по охране труда?

Работники бюджетного учреждения направляются на обучение по охране труда и проверку знаний в соответствии с п. 65 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Как должно проходить обучение? Как отметить время в табеле учета рабочего времени? Как оплатить время обучения (суммированный учет рабочего времени, работа сутки через трое)?

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Личный кабинет работодателя по охране труда

С 01.03.2023 работодатели, проводящие обучение собственных работников самостоятельно, обязаны регистрировать такое обучение и получать индивидуальные номера из федерального реестра. В статье обсуждаем: какие требования должен выполнить работодатель, осуществляющий обучение самостоятельно, легко ли работать с реестром, зачем нужен кабинет по охране труда. Узнаете, с какими сложностями сталкиваются работодатели на практике при передаче информации в реестр, и сможете воспользоваться нашими рекомендациями о том, как их обойти.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.

Ведем реестр НПА в области охраны труда

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).