Top.Mail.Ru

Производственный контроль: кому нужен и как организовать

Большинство специалистов, когда слышит термин «производственный контроль», представляет себе крупное промышленное предприятие и редко задумывается о производственном контроле в других сферах, например в детском саду, аквапарке, химчистке, медорганизации и на иных предприятиях, сотрудники которых могут и не подозревать о его необходимости. Расскажем, что он собой представляет, в каких организациях нужен и как его организовать. Узнаете, как самостоятельно проверить, все ли требования вы соблюдаете в отношении производственного контроля.

Что такое производственный контроль, и кто из работодателей должен его осуществлять?

Производственный контроль (ПК) – ​это комплекс практических мероприятий, осуществляемых работодателем, направленных на улучшение условий труда работников, контроль за уровнем вредных и опасных факторов, профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Обязанности по ПК могут возникнуть у работодателя в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности. При этом наиболее регламентирован порядок проведения ПК для промышленной безопасности. Поэтому в статье будем опираться в основном на него.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» 1. Основные задачи производственного контроля указаны в п. 8 Правил (см. Схему).

Схема. Основные задачи производственного контроля

Исходя из этого, целями производственного контроля можно определить:

  • профилактику профессиональных заболеваний;
  • мониторинг уровня воздействия вредных факторов;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований.

Требования об осуществлении производственного контроля содержатся в упомянутых Правилах и Федеральном законе от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 2. Данные требования адресованы:

1) к организациям (включая отдельные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов 3  (п. 1–3 Правил);

2) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг (ст. 11 и 32 Закона № 52‑ФЗ).

Таким образом, обязанность осуществления производственного контроля возлагается в том числе:

  • на предприятия общественного питания;
  • компании оптово-розничной торговли;
  • медицинские организации и исследовательские лаборатории;
  • детские досуговые и образовательные организации;
  • транспортные предприятия;
  • косметические салоны, химчистки и прачечные;
  • промышленные предприятия;
  • перевозчиков, организаторов переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО);
  • объекты питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и пр.

Следует обратить внимание, что это может быть не основной вид деятельности. Например, компания по предоставлению банковских услуг может организовать работу столовой для своих сотрудников, где осуществляется приготовление пищи, или архитектурная компания – приобрести в собственность бассейн, который используется сотрудниками и членами их семей. И тогда для них производственный контроль обязателен.

Организация производственного контроля

Согласно ст. 32 Закона № 52‑ФЗ производственный контроль осуществляется:

  • в порядке, установленном техническими регламентами или санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • с использованием результатов выполненных при проведении спецоценки условий труда исследований (испытаний)...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
МАХ скидка - только в августе. Ловите ее!

Рекомендовано для вас

Как завести новый журнал и что делать со старым?

За последнее время нормативная база претерпела значительные изменения, затрагивающие ведение обязательных журналов. Например, касательно трудовых книжек, охраны труда, пожарной безопасности и пр. Во многих случаях речь идет об утверждении новых форм или образцов журналов. Автор дает понятную пошаговую инструкцию (с примерами), как завершить старый журнал и начать новый, какие записи необходимо внести, какими датами, чтобы не запутаться, особенно в ситуации, когда в одном году с похожими названиями оказываются два журнала. А также рассказывает о правилах хранения и сдачи журналов в архив.

Дополнительное обследование работников: проблемы применения

Ответим на наиболее часто возникающие у работодателей вопросы, связанные с дополнительными обследованиями, на которые зачастую направляют сотрудников врачи во время медосмотров. В частности: может ли работодатель допустить к работе сотрудника, которого врач направил на допобследование? как ускорить процесс прохождения работником допобследования? что делать, если срок действовавшего медицинского заключения истек, а допобследование не завершено (не пройдено)? обязательно ли оплачивать отстранение не прошедшего допобследование сотрудника от работы как простой по независящим от него и работодателя причинам? можно ли привлечь к ответственности сотрудника, который решил потянуть время с допобследованием и «отдохнуть» за счет работодателя? как поступить в ситуации, когда работник вместо допобследования фактически прошел повторный осмотр в другой организации и получил требуемое заключение?

Противопожарное обучение по новым правилам

В марте 2022 года вступили в силу новые правила прохождения противопожарного обучения. Мы комментируем все изменения: от обучения руководства и ответственных работников до инструктажей всего остального персонала. И делимся своими выводами. Обращаем внимание, что обучение пожарно-техническому минимуму теперь заменено на обучение по дополнительным профессиональным программам. Рассказываем о важных изменениях в проведении инструктажей. В частности, о том, что инструктаж теперь может провести лицо по гражданско-правовому договору; о допустимости объединения первичных и вводных инструктажей; возможности провести теоретическую часть инструктажа дистанционно; а также об ужесточении административной ответственности. Упоминаем и об уголовной ответственности, которую тоже не стоит сбрасывать со счетов.

ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

Эпидемия коронавируса научила работодателей не только организовывать удаленный режим работы и проводить профилактические мероприятия, но и отстранять работников, например не прошедших обучение по охране труда. Видимо, из-за этого между сотрудниками и работодателями все чаще возникают споры о законности отстранений от работы. Мы проанализировали наиболее распространенные ошибки, допускаемые работодателями при отстранении, и даем советы, как их избежать.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте, что включает в себя выполнение требований санитарных норм и правил. Часть из них касается отдельных отраслей, часть – факторов производственной среды, часть – некоторых видов используемого оборудования и отдельных категорий работников. Рассмотрим, какие из них являются обязательными, а какие – рекомендательными. А также, какая ответственность грозит компаниям за их ­несоблюдение.

Как завести новый журнал и что делать со старым?

За последнее время нормативная база претерпела значительные изменения, затрагивающие ведение обязательных журналов. Например, касательно трудовых книжек, охраны труда, пожарной безопасности и пр. Во многих случаях речь идет об утверждении новых форм или образцов журналов. Автор дает понятную пошаговую инструкцию (с примерами), как завершить старый журнал и начать новый, какие записи необходимо внести, какими датами, чтобы не запутаться, особенно в ситуации, когда в одном году с похожими названиями оказываются два журнала. А также рассказывает о правилах хранения и сдачи журналов в архив.