Top.Mail.Ru

Производственный контроль: кому нужен и как организовать

Большинство специалистов, когда слышит термин «производственный контроль», представляет себе крупное промышленное предприятие и редко задумывается о производственном контроле в других сферах, например в детском саду, аквапарке, химчистке, медорганизации и на иных предприятиях, сотрудники которых могут и не подозревать о его необходимости. Расскажем, что он собой представляет, в каких организациях нужен и как его организовать. Узнаете, как самостоятельно проверить, все ли требования вы соблюдаете в отношении производственного контроля.

Что такое производственный контроль, и кто из работодателей должен его осуществлять?

Производственный контроль (ПК) – ​это комплекс практических мероприятий, осуществляемых работодателем, направленных на улучшение условий труда работников, контроль за уровнем вредных и опасных факторов, профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Обязанности по ПК могут возникнуть у работодателя в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности. При этом наиболее регламентирован порядок проведения ПК для промышленной безопасности. Поэтому в статье будем опираться в основном на него.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» 1. Основные задачи производственного контроля указаны в п. 8 Правил (см. Схему).

Схема. Основные задачи производственного контроля

Исходя из этого, целями производственного контроля можно определить:

  • профилактику профессиональных заболеваний;
  • мониторинг уровня воздействия вредных факторов;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований.

Требования об осуществлении производственного контроля содержатся в упомянутых Правилах и Федеральном законе от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 2. Данные требования адресованы:

1) к организациям (включая отдельные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов 3  (п. 1–3 Правил);

2) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг (ст. 11 и 32 Закона № 52‑ФЗ).

Таким образом, обязанность осуществления производственного контроля возлагается в том числе:

  • на предприятия общественного питания;
  • компании оптово-розничной торговли;
  • медицинские организации и исследовательские лаборатории;
  • детские досуговые и образовательные организации;
  • транспортные предприятия;
  • косметические салоны, химчистки и прачечные;
  • промышленные предприятия;
  • перевозчиков, организаторов переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО);
  • объекты питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и пр.

Следует обратить внимание, что это может быть не основной вид деятельности. Например, компания по предоставлению банковских услуг может организовать работу столовой для своих сотрудников, где осуществляется приготовление пищи, или архитектурная компания – приобрести в собственность бассейн, который используется сотрудниками и членами их семей. И тогда для них производственный контроль обязателен.

Организация производственного контроля

Согласно ст. 32 Закона № 52‑ФЗ производственный контроль осуществляется:

  • в порядке, установленном техническими регламентами или санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • с использованием результатов выполненных при проведении спецоценки условий труда исследований...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Можно ли выдавать молоко и выплачивать компенсацию за вредность без СОУТ?

Организация занимается вредным производством, выдает компенсацию за молоко, кисель, спецодежду, платит вредность по результатам СОУТ. Но СОУТ проводится на конкретную должность на конкретного человека и может длиться 12 месяцев. Можно ли выдавать все и начислять вредность без СОУТ?

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.

Нужно ли указывать в трудовом договоре вредные и опасные условия труда?

Необходимо ли указывать в трудовом договоре вредные и опасные условия труда (по условиям СОУТ), а также выдачу СИЗ?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.

ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

Эпидемия коронавируса научила работодателей не только организовывать удаленный режим работы и проводить профилактические мероприятия, но и отстранять работников, например не прошедших обучение по охране труда. Видимо, из-за этого между сотрудниками и работодателями все чаще возникают споры о законности отстранений от работы. Мы проанализировали наиболее распространенные ошибки, допускаемые работодателями при отстранении, и даем советы, как их избежать.