Top.Mail.Ru

Если не оборудовано место приема пищи для работников

В течение трудового дня работники делают перерыв(ы) для отдыха и питания, чтобы рационально использовать свое рабочее время и более эффективно исполнять свои трудовые обязанности. Работодатель обязан обеспечить оборудование специальных мест для приема пищи, т. к. далеко не все работники имеют возможность и желание питаться в организациях общепита, походы в которые занимают время, а в некоторых местах их в принципе может и не быть. Во многих регионах в связи с эпидемиологической обстановкой периодически вводят QR-коды для посещений мест общего пользования, поэтому невакцинированным сотрудникам и не имеющим свежего отрицательного ПЦР-теста на коронавирус невозможно находиться в общепите. Рассказываем о том, как работодатель должен выполнить обязанность по оборудованию специальных мест для приема сотрудниками пищи и чем чревато ее нарушение. Анализируем судебную практику и делаем выводы.

Какие существуют правила?

Согласно ч. 1 ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. В ПВТР и/или трудовом договоре может быть предусмотрено, что указанный перерыв работнику не предоставляется, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4 часов. Для отдельных категорий работников при этом могут быть установлены специальные правила с учетом специфики выполняемой ими трудовой деятельности.

В ч. 1 ст. 223 ТК РФ, посвященной вопросам санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, указано, что такое обслуживание и обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда возлагаются на работодателя. Для этого работодатель по установленным нормам:

1) оборудует санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;

2) организует посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи;

3) устанавливает аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др.

Конституционный Суд РФ в определении от 16.04.2009 № 444-О-О подчеркнул, что ТК РФ возлагает на работодателя обязанность по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Требования по созданию столовых и комнат для приема пищи могут быть установлены специальными санитарными нормами. Так, можно обратиться к СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», утв. приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 (см. п. 4.10, 5.48–5.52). Отметим, что документ касается вопросов проектирования и строительства, т. е. адресован не работодателям, а девелоперам, которые занимаются строительством и вводом в эксплуатацию объектов недвижимости 1. Работодатели могут ориентироваться на него с целью понимания того, каким требованиям в идеале должны соответствовать помещения для приема пищи. Хотя далеко не все организации, например, офисные, занимающие небольшие по площади нежилые помещения, могут обеспечить выполнение указанных требований.

Документом предусмотрено, что при проектировании производственных предприятий в их составе должны быть столовые, рассчитанные на обеспечение всех работающих предприятий питанием. При численности работающих в смену более 200 человек – ​столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах, при численности до 200 человек – ​столовую-раздаточную. При численности работающих в наиболее многочисленной смене до 30 человек – ​комнату приема пищи. При численности работающих до 10 человек в смену – ​дополнительное место площадью 6 м2 с установкой стола для приема пищи.

Столовая или комната для приема пищи может располагаться в отдельно стоящем здании. Если столовая обслуживает посетителей в уличной одежде, то необходим вестибюль с гардеробной. Число мест в ней должно быть равно 120% числа посетителей в уличной одежде. Число мест в столовой следует принимать из расчета 1 место на 4 работающих в смене или наиболее многочисленной части смены.

Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 м2 на каждого посетителя, дополнительно 1,65 м2 на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 м2.

Комната приема пищи должна быть оборудована:

  • умывальником,
  • стационарным кипятильником,
  • электрической плитой,
  • холодильником.

Если говорить о конкретных отраслях, то санитарно-эпидемиологическими требованиями может быть предусмотрено отведение отдельных помещений для приема пищи. Например, это касается работников организации торговли 2 (см. СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36). В торговых, складских и подсобных помещениях работники сферы торговли пищу принимать не вправе, на что прямо указано в п. 1.55 ТОИ Р-95120-(001-033)-95 «Типовые инструкции по охране труда для работников...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

Эпидемия коронавируса научила работодателей не только организовывать удаленный режим работы и проводить профилактические мероприятия, но и отстранять работников, например не прошедших обучение по охране труда. Видимо, из-за этого между сотрудниками и работодателями все чаще возникают споры о законности отстранений от работы. Мы проанализировали наиболее распространенные ошибки, допускаемые работодателями при отстранении, и даем советы, как их избежать.

Судебные расходы в трудовых спорах

В ходе судебного разбирательства стороны обычно несут расходы на ведение дела: оплата государственной пошлины за подачу иска и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, иные траты. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако не все работодатели в курсе, что это правило не распространяется на дела с участием граждан, обратившихся за защитой трудовых прав, даже если решение суда будет вынесено не в их пользу (ст. 393 ТК РФ). Согласно нормам трудового законодательства, при обращении в суд по любым трудовым спорам работники освобождаются от уплаты госпошлины и других судебных расходов. Это правило действует на всех стадиях обращения работника в судебные инстанции. Такой подход объясняется тем, что трудящийся считается наиболее уязвимым участником трудовых отношений. А потому ему предоставлены законом различные гарантии и льготы, в том числе и в рамках судебных процессов. В итоге может оказаться, что суд обойдется совсем не дешево. В статье рассказываем о том, всегда ли работники освобождаются от судебных расходов, в т. ч. как быть в ситуации, когда факт трудовых отношений так и не был доказан; может ли взыскавший с работника материальный ущерб работодатель требовать компенсировать ему судебные издержки, а также вправе ли работодатель заявить о взыскании с сотрудника госпошлины, уплаченной при подаче иска о компенсации расходов на обучение. Приводим руководящие постановления Пленума ВС РФ, а также текущую практику судов общей юрисдикции (в ряде вопросов она до сих пор неоднозначна). Разъясняем спорные ситуации, связанные с размерами госпошлины и порядком оплаты экспертизы. Узнаете, почему работодателю придется оплатить стоимость судебной экспертизы, назначенной по инициативе работника, даже если он проиграет в итоге дело.

Возмещение морального вреда в трудовых спорах

В последнее время из-за пандемии количество трудовых споров в судах стремительно растет и вместе с ними работники все чаще стали заявлять требования о компенсации морального вреда. Кстати пришлись и недавние изменения в ТК РФ, уточняющие сроки обращения работников в суд с исками о возмещении морального вреда. В статье рассказываем об условиях и порядке компенсации морального вреда. Проанализировав судебную практику, даем советы работодателям, как не допустить судебного разбирательства по таким спорам. Приводим образцы документов. Отдельно разъясняем особенности выплаты компенсаций сотрудникам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве.

Какие документы следует издать организации по поводу обязательной вакцинации?

Какие документы необходимо оформить в связи с требованием властей обязательно вакцинировать 80% работников?

Участие прокурора в трудовых спорах: судебная практика

Прокурор (и органы прокуратуры) упоминаются в ТК РФ 10 раз. Однако его роль в надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных актов, регулирующих трудовые отношения, трудно не заметить. Когда он может вмешаться в трудовой конфликт с работником и чего стоит опасаться? На что обратить внимание, если в судебном разбирательстве участвует прокурор? Проанализированы споры о проведении спецоценки условий труда на рабочем месте и медосмотров, о признании отношений трудовыми. Автор затрагивает вопрос о сроках давности привлечения к административной ответственности, а также рассказывает, как работодателю избежать ответственности за невыполнение требований прокурора.

Привлечение к дисциплинарной ответственности от «А» до «Я»

Дисциплина труда – один из важнейших аспектов в работе организации. Разберемся в процедуре привлечения к дисциплинарной ответственности, а также порядке составления документов.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Два года назад в силу вступил Кодекс административного судопроизводства РФ. Предполагалось, что предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса. Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей. Однако этим летом ВС РФ пришел к окончательному мнению, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке. Остановимся на наиболее спорных моментах, которые вызывают у работодателей вопросы при обращении в суд.