Top.Mail.Ru

Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте, что включает в себя выполнение требований санитарных норм и правил. Часть из них касается отдельных отраслей, часть – факторов производственной среды, часть – некоторых видов используемого оборудования и отдельных категорий работников. Рассмотрим, какие из них являются обязательными, а какие – рекомендательными. А также, какая ответственность грозит компаниям за их ­несоблюдение.

Многие руководители искренне считают, что санитарные нормы и правила регламентируют деятельность только медицинских, детских, педагогических и иных подобных организаций. А к работе коммерческих организаций ­никакого отношения не имеют. Но так ли это? Давайте разберемся.

Обязанность и ответственность

Статьи 163 и 209 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте. В ст. 169 ТК РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя в том числе санитарно-гигиенические мероприятия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарное благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, т.е. разработки, утверждения и введения в действие различных ­санитарных правил (ст. 37–39 Закона № 52-ФЗ).

К сведению

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются:

  • санитарные правила (СП),
  • санитарные правила и нормы (СанПиН),
  • санитарные нормы (СН),
  • гигиенические нормативы (ГН).

Работодатель обязан выполнять требования санитарных норм в отношении (ст. 25 Закона № 52-ФЗ):
1) производственного процесса,
2) технологического оборудования,
3) организации рабочих мест,
4) коллективных и индивидуальных средств защиты работников,
5) режима труда и отдыха,
6) бытового обслуживания работников.

Обязательность соблюдения санитарных правил в целом также закрепляется в п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ. Но при знакомстве с санитарными нормами и правилами работодателям необходимо обращать внимание на то, являются ли конкретные нормы обязательными или рекомендуемыми, в зависимости от этого определяется обязательность их ­выполнения. Приведем пример.

Пример 1

В п. 2.1.3 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, указано, что для женщин предпочтительны стационарные рабочие места и работы, выполняемые в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. Нежелательна постоянная работа стоя или сидя. Очевидно, что эта норма – рекомендательная. Тогда как п. 4.1.7 прямо запрещает для беременных женщин работы, связанные с намоканием одежды и обуви, работы на сквозняке. Поэтому работодатель обязан обеспечить ­соблюдение данной нормы санитарных правил.

Обязательность соблюдения санитарных правил подтверждается и установлением административной ответственности за их нарушение.

К сведению

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в форме административного штрафа, налагаемого на должностных лиц (например, генерального директора) в размере от 500 до 1000 рублей, на компанию – в размере от 10 000 до 20 000 руб­лей. Как видим, штрафы не очень большие. Но этой же статьей установлено и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. А такое наказание может нанести серьезный ущерб бизнесу. Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в форме штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, на работодателя – в размере от 10 000 до 20 000 ­рублей, или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Кстати, не думайте, что работодателей не привлекают по этим статьям (см., например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014).

Кто же наказывает организации, если они не соблюдают санитарные правила? Согласно ст. 23.13 КоАП РФ дела о нарушении санитарных норм и правил рассматривает Роспотребнадзор (см. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476). Он проводит плановые и внеплановые проверки организаций, в том числе при поступлении заявлений граждан, организаций, информации от госорганов, из средств массовой информации. Процедура проведения проверки сходна с процедурой проверки инспекциями труда и определяется Административным регламентом1.

Поскольку законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия тесно связано с трудовым законодательством, нередко органы...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
МАХ скидка - только в августе. Ловите ее!

Рекомендовано для вас

Оформляем отзыв работника из отпуска

Необходимость отозвать сотрудника из отпуска возникает, как правило, внезапно, и делать надо все быстро, поэтому важно иметь под рукой готовые решения. В статье рассказываем, как прервать отпуск работника и при этом не спровоцировать конфликт с ним, а также не нажить проблем с проверяющими органами. Предупреждаем о существующих ограничениях и запретах, которыми опасно пренебрегать. Приводим обкатанные на практике образцы документов, которые понадобится оформить.

ТОП-3 случаев, когда переплату с работника сложно взыскать

Споры об оплате труда – ​одни из самых распространенных. Особое место среди них занимают вопросы удержания из зарплаты и взыскания с работника излишне выплаченной зарплаты. В статье разбираем три распространенных ситуации, когда взыскать переплату с работника будет проблематично: если поздно заметили, что у работника переплата за неотработанное время; неверно определили период для расчета выплат или ошибочно начислили выплаты; неправильно организовали работу, неверно настроили оборудование и/или программное обеспечение. Поговорим о том, почему работодателю важно фиксировать недобросовестность работников и как это поможет в случае спора в суде. В вашем распоряжении будут примеры из судебной практики, которые помогут избежать ошибок и принять правильное решение, а также вооружат вас аргументами в пользу работодателя на случай судебных тяжб с сотрудниками.

Производственный контроль: кому нужен и как организовать

Большинство специалистов, когда слышит термин «производственный контроль», представляет себе крупное промышленное предприятие и редко задумывается о производственном контроле в других сферах, например в детском саду, аквапарке, химчистке, медорганизации и на иных предприятиях, сотрудники которых могут и не подозревать о его необходимости. Расскажем, что он собой представляет, в каких организациях нужен и как его организовать. Узнаете, как самостоятельно проверить, все ли требования вы соблюдаете в отношении производственного контроля.

Увольнение работников: простой, ликвидация, реорганизация

Не секрет, что работодатели (как иностранные, так и отечественные) уже активно отправляют сотрудников в простой. Многие при этом знают, что закончится он сокращением. Мы проанализировали сложные вопросы увольнения в текущих условиях. Например, можно ли уволить работников в период простоя? или объявить в это время о сокращении? а возможно ввести простой после уведомления о сокращении? законно ли будет увольнение работника в связи с ликвидацией, если решение о ней впоследствии было отменено? является ли реорганизация основанием для увольнения работников?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?