Каждый специалист применяет в работе профессиональный инструментарий. Но кроме него, люди используют вещи, которые не видны стороннему наблюдателю. Это компетенции, то есть знания, навыки, умения, опыт, которыми обладает человек и без которых не обойтись ни в одном деле. Порой эти «невидимые инструменты» имеют даже большее значение, чем осязаемые орудия производства. Например, можно иметь полный набор хирургических приспособлений, но при этом не уметь удалить аппендикс, в то время как известны случаи, когда опытные хирурги, используя подручные материалы, с успехом проводили такие операции. Что же является главным орудием труда в работе руководителя?
В работе каждого профессионала есть свой инструментарий. Но помимо этого есть такие «помощники специалиста», которые не видны стороннему наблюдателю. Это компетенции, то есть знания, навыки, умения, опыт, которыми обладает человек и без которых не обойтись ни в одном деле. Порой эти «невидимые инструменты» имеют даже большее значение, чем осязаемые орудия производства. Например, можно иметь полный набор хирургических приспособлений, но при этом не уметь удалить аппендикс, в то время как известны случаи, когда опытные хирурги, используя подручные материалы, с успехом проводили такие операции.Что же является главным орудием труда в работе руководителя? Конечно же, это не телефон, электронная почта, Интернет и кабинет для проведения рабочих совещаний. Самым важным инструментом является способность руководителя общаться, выстраивать взаимоотношения с коллективом и своими подчиненными. Конечно, уметь планировать, разрабатывать мотивационные схемы, определять стратегические цели руководителю важно. Но если он не может взаимодействовать с сотрудниками, все это бессмысленно, потому что самые лучшие идеи так и останутся на бумаге, не дойдя до сердца и голов подчиненных.
Руководителю необходимо периодически «настраивать» инструменты, то есть оттачивать навыки общения, потому что в работе каждого управленца есть подводный камень: как правило, начальники, долгое время находящиеся на своих должностях, со временем перестают замечать собственное поведение, не видят себя со стороны, глазами своих подчиненных. Многие даже забывают о том, что основная их обязанность – уметь общаться с подчиненными, грамотно выстраивать отношения.
Общение под микроскопом
- Важно не что, важно – как
- (народная мудрость)
Из чего же состоит человеческое общение вообще и общение руководителя с подчиненными в частности? Коммуникативное взаимодействие – это далеко не только слова. Человеческое общение состоит, по крайней мере, из двух больших «пластов»: во-первых, вербального – это речь, т.е. слова, понятия, смыслы, а во-вторых, так называемого невербального воздействия, в состав которого входят мимика, жесты, поза, неречевые голосовые характеристики, такие, как громкость, тон голоса, тембр. Многие люди полагают, что в структуре коммуникации «ведет» речь, но это не так. Огромное значение и силу воздействия имеют именно невербальные проявления поведения.
Президент одного из крупных отечественных банков, Александр С., пользуется своеобразной репутацией. Руководители подразделений просто боятся бывать на совещаниях у своего босса. В ходе рабочих собраний Александр С. расспрашивает своих подчиненных об успехах, трудностях (т.е. занимается обычной деятельностью начальника) и дает распоряжения и советы. Однако делает это таким образом: глядит в стол прямо перед собой, говорит монотонным голосом и вдруг, совершенно внезапно, поднимает голову, устремляя яростный взгляд на того или иного сотрудника. По рассказам очевидцев, такое поведение производит самое ужасное впечатление. Кроме вполне объяснимого ощущения страха, многие сотрудники даже начали страдать нервными расстройствами, бессонницей.
Таким образом, влияние, которое оказывает руководитель на коллектив своим поведением (именно невербальным, а не речью), велико. Иногда, например, первое лицо предприятия обладает столь высоким авторитетом (хотя это не всегда очевидно), что может влиять на настроение сотрудников всей фирмы движением бровей, мимолетным изменением мимики.
Для руководителя важно корректно общаться не только для формирования благоприятной атмосферы в коллективе, но и просто для того, чтобы отдать распоряжение или приказ сотруднику. От того, каким тоном дано задание, зависит и...