Практически все слышали об электронной цифровой подписи, которую используют для подписания электронных документов аналогично тому, как мы ставим свой личный росчерк на бумажном документе. Но далеко не все четко представляют себе, как эта «штука» работает, как выглядит подписанный ЭЦП электронный документ, в чем разница между открытым и закрытым ключами ЭЦП. Автор ответила на эти базовые вопросы.

В настоящее время многие организации используют те или иные методы безбумажного обмена и обработки документов. А для доказательства достоверности передаваемых электронных документов сейчас активнее всего используется технология ЭЦП. О ней практически все слышали, но далеко не все понимают, как она работает. Об этом свидетельствуют и те вопросы, которые приходят в редакцию журнала.

Итак, что же такое электронная цифровая подпись (ЭЦП)? Как она выглядит? Как эта «штука» работает? Как выглядит подписанный электронный документ?

Какие задачи решаем?

Собственноручная подпись человека на бумажном документе решает следующие задачи:

  • доказать, что документ подписан определенным лицом;
  • исключить возможность мошеннического перенесения реальной подписи в фальшивый документ;
  • исключить возможность фальсификации текста (внесения каких-либо изменений и искажений в него);
  • обеспечить материальность подписи и документа, гарантирующую, что человек, подписавший документ, не может утверждать впоследствии, что он этого не делал (т.е. он не сможет отказаться от факта его подписания).

Электронная цифровая подпись – это аналог собственноручной подписи человека, применяемый в электронных документах. Но важно отметить, что подписанный электронный документ будет являться равнозначным документу на бумажном носителе только при соблюдении условий Федерального закона от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Электронная цифровая подпись представляет собой небольшой объем информации об:

  • электронном документе и
  • пользователе, подписавшем этот документ.

Суть ЭЦП заключается в том, что вы подписываете не бумажный документ, а файл электронного документа или сообщение электронной почты.

В отличие от бумажного, в электронный документ легко и незаметно можно внести любые изменения. Подумайте сами, сколько раз можно войти в обычный первоначально созданный word`овский или excel`евский файл, чтобы внести в него дополнительные правки. Да это можно делать бесконечно! И никто не будет точно знать, какой документ он видит на экране – первоначально набранный Ивановой текст или уже исправленный Петровой, потом Сидоровой и Белохвостиковой. Такая «неопределенность» относительно авторства и отсутствия чужих правок допустима для какого-нибудь файла, но она недопустима для электронного документа!

Использование механизма электронной цифровой подписи как раз и призвано обеспечивать контроль целостности электронного документа, доказательство авторства и неотказуемости (апеллируемости):

  • Целостность электронного документа – гарантия того, что информация в настоящий момент существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено никаких изменений. Целостность электронного документа означает, что после его создания в содержание данного документа не вносилось никаких изменений.
  • Авторство (аутентичность) – гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работа в электронных почтовых сервисах

Какие организации обязаны использовать только отечественное ПО для электронной почты. Адрес Единого реестра отечественного ПО Минцифры России. Перечень и основные характеристики самых распространенных отечественных программ электронной почты. Правила ведения электронной переписки. Какой порядок действий убережет от распространенных ошибок. Как оптимизировать хранение писем. Что можно понять из адреса электронной почты.

Управление исправлениями в режиме рецензирования Word

Автоматизировать последовательное согласование проекта документа несколькими людьми можно при помощи режима рецензирования в Word. Как его включить и установить пароль на отмену. Как управлять визуализацией выделения всех правок текста (удаление, добавление, изменение форматирования, кто когда и что из этого внес). Как можно вставлять комментарии к ним. Как в любой момент можно распечатать текст с визуализацией этих правок либо без нее в его первоначальном или итоговом варианте. Как отменять и применять предложенные правки. Если вы получили файл с изменениями, которые не выделены, то Word их может сам найти и отметить (особенно удобно при согласовании документов с другими организациями, например, договоров). А при параллельном согласовании правки из всех вариантов файла можно слить в один файл – в него все войдет и все будет выделено.

Колонтитулы в документах для нумерации страниц, парафирования, логотипа и др.

Показываем пошагово, как в Word можно установить нумерацию страниц по правилам ГОСТ Р 7.0.97: посередине верхнего поля документа, начиная только со 2-й страницы; в едином файле для части страниц начинать нумерацию заново (например, для приложений к договору или приказу) либо менять ориентацию страниц (например, для таблиц и схем). В верхнем колонтитуле удобно размещать логотип, гриф ограничения доступа к документу, вид документа и номер его редакции. А в нижнем колонтитуле – отметку об исполнителе, парафирование страниц, гиперссылки.

Практический опыт внедрения электронной транспортной накладной в ритейле

Для перевозки какой продукции с 1 сентября 2025 года будет необходима электронная транспортная накладная (ЭТрН), прежде законодатель устанавливал дату «старта» на 1 марта 2025 года! Какие послабления действуют до 1 марта 2027 года. Где и сколько хранить ЭТрН. Требования каких нормативных актов следует учитывать. Один из первопроходцев внедрения ЭТрН в ритейле делится своим опытом. Какие решения есть на рынке, по каким критериям из них лучше выбирать. Как организовать работу, чтобы внедрить ЭТрН в информационные системы организаций холдинга (поставщиков, торговых точек, др.), а также сторонних перевозчиков. Какие «узкие» места пока есть и как их можно «расшивать».

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.

Презентация годового отчета и плана

Раскрыты секреты создания эффектной презентации в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны интересные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит применять.

Контроль исполнения поручений в MS Excel

Автор напоминает основные принципы организации контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.