Top.Mail.Ru

Должностная инструкция специалиста ДОУ в вопросах и ответах

В последнее время среди вопросов наших читателей все чаще встречаются те, что касаются круга должностных обязанностей. Ведь следствием сокращения штата организации становится усиление нагрузки на оставшихся работников. И вот о чем нас спрашивают: могут ли увеличить круг обязанностей, ранее зафиксированный в должностной инструкции? Каковы последствия, если работник против? Как внести изменения? Можно ли отразить в трудовой книжке дополнительные должности? и др. Мы решили разобраться в этом основательно и подготовили для вас целую статью.

В трудовом законодательстве не предусмотрена обязанность работодателя разрабатывать и применять должностные инструкции. Вместе с тем вопросы работников часто связаны именно с включением в должностные инструкции определенных обязанностей, внесением изменений в должностные инструкции, а также пересмотром обязанностей и их расширением в связи с кризисом и сокращением штата организации.

Вопрос в тему
Куда:  delo@delo-press.ru
Тема:  Бесплатные консультации
От кого: Марина Юрьевна Мурсаикова, г. Салават

Ситуация следующая. Из штата отдела ДОУ выводят секретарей и вводят в штат протокольного отдела. Издаются соответствующие распорядительные документы «Об изменении штатного расписания». При этом необходимо разработать и утвердить должностные инструкции на вновь введенные должности. Вопросы:

1. Определено ли каким-нибудь документом, сколько времени дается на разработку должностных инструкций и положений о подразделении?

2. При разработке новой должностной инструкции на секретаря руководитель, пересмотрев его обязанности, понимает, что старая инструкция не соответствует реальной картине, и решает расписать их более подробно (но не более того). При этом во время ознакомления секретариата с новыми должностными обязанностями один из секретарей отказывается подписывать новую, уже утвержденную инструкцию, ссылаясь на то, что уж больно много там всего написано по сравнению с прошлым документом, и соглашается подписать инструкцию только в случае повышения зарплаты. Правомерны ли действия сотрудника в данной ситуации? Как поступить работодателю? Можно ли уволить данного сотрудника? И как работодателю застраховать себя от подобных ситуаций? Расскажите, как документально провести данную процедуру?

Заранее благодарю!

На протяжении статьи мы приведем несколько разных, наиболее показательных вопросов из полученных редакцией журнала и постараемся на них ответить. Причем заметьте: спрашивают нас не только работники, интересы которых порой ущемляют, но и руководители, которым нужно организовать выполнение возложенных на подразделение обязанностей.

Должностная инструкция обязательна?

Трудовая функция согласно ст. 57 ТК РФ – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой сотруднику работы.

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя разрабатывать и применять должностные инструкции, а установлено только понятие трудовой функции, которая должна быть определена. И сделать это можно:

  • как в трудовом договоре (без составления должностной инструкции),
  • так и в должностной инструкции (это будет более подробно, чем в первом случае).

Более того, на федеральном уровне нет единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции. Вместе с тем под ней понимается инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии.

Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она стала важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности (об этом упоминается в письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников»). Если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе «Должностные обязанности» трудовая функция детально расписывается, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.

Как оформить изменение должностной инструкции?

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию содержится в письме Федеральной службы по труду и занятости № 4412-6, упомянутом выше. В нем говорится о том, что поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Аналогичная позиция существует и в отношении положения о подразделении.

Таким образом, сроки и время на разработку должностной инструкции и положений о подразделении в законодательстве не определены и работодатель может их устанавливать самостоятельно. Вместе с тем очевидно, что работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией при приеме на работу, а также при внесении изменений в нее или же заблаговременно в письменном уведомлении в случае изменения технологических условий труда или трудовой функции работника.

Должностная инструкция может:

  • являться приложением к трудовому договору, а также
  • утверждаться как самостоятельный документ.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Пример 1

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.