Приведен сравнительный анализ различных способов доставки международной корреспонденции (с помощью Международного почтамта и международных служб экспресс-доставки) по ряду критериев: стоимости, качеству, возможности обеспечения конфиденциальности информации. Особое внимание уделено международным службам экспресс-доставки. Вы узнаете, от чего зависит стоимость их стандартных тарифов, какие услуги они могут предложить своим клиентам. Даны практические рекомендации по заключению договора с международной службой экспресс-доставки, ознакомившись с которыми, вы сможете составить его с максимальной выгодой для себя.
Услуги Международного почтамта
Наиболее привычным для потребителя способом осуществления отправления корреспонденции за границу является использование услуг Международного почтамта. Схема очень проста. Свой путь от отправителя до получателя корреспонденция начинает в почтовом отделении связи, затем поступает на Международный почтамт и далее, после прохождения процедур оформления, уходит за границу. Преимущества подобного способа отправки корреспонденции за границу в первую очередь заключается в:
- ее относительно невысокой стоимости и
- возможности отправить документы через любое почтовое отделение связи.
Потребитель данной услуги должен понимать, что это не самый быстрый способ доставки корреспонденции, так как срок доставки в зависимости от места нахождения получателя обычно варьируется от одной до трех недель.
С 01.09.2005 г. действует распоряжение Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации «Об утверждении тарифов на пересылку международных почтовых отправлений» № 320 от 29.08.2005. Согласно этому документу отправить письмо, например, в Болгарию, в США или даже на Украину простой авиапочтой, весом от 20 до 100 г. стоит 55 руб. 60 коп., заказной авиапочтой — 92 руб. 40 коп.
Однако выбирая этот способ отправления международной корреспонденции, потребитель должен четко представлять себе все те проблемы, с которыми он может столкнуться. Письмо, на котором проставляется номер заказного пакета, может затеряться или быть доставлено не по адресу. Кроме того, оно может быть вскрыто, а затем заклеено клейкой лентой с надписью «Международный почтамт» и проштамповано: «Поступило в поврежденном виде». Данный факт в свою очередь очень сложно проверить и, главное, практически невозможно найти виновного в этой ошибке. Конечно, это встречается довольно редко. Однако существует еще ряд проблем, на которые стоит обратить внимание. Почтовые отделения связи, принимающие корреспонденцию, не всегда работают согласно указанному расписанию. Кроме того, там может не оказаться в наличии конвертов для международной переписки и уведомлений для международных отправлений. Все это в конечном итоге приводит к задержке, невыполнению обязательств и напрасной трате денег, так как в случае потери простого письма ни отделение почтовой связи, ни Международный почтамт не несут никакой ответственности.
На сегодняшний день существует еще один универсальный и удобный способ доставки писем получателю — с помощью электронной почты. Однако есть ряд документов, которые нельзя послать в электронном виде в силу своего юридического характера или конфиденциальности. В этом случае приходиться выбирать:
- оправлять письмо через Международный почтамт или
- пользоваться услугами служб экспресс-доставки.
Услуги международных служб экспресс-доставки
Стоимость услуг
Международные службы экспресс-доставки дают значительно больше гарантий и предоставляют больше возможностей доставки корреспонденции, однако стоимость их услуг намного выше. Сегодня на российском рынке представлены все наиболее известные международные компании, в том числе и российские. Набор их услуг практически одинаков, за исключением двух расхождений: в цене и регионах, в которые доставляется груз.
Справка
Стандартные тарифы
Цена за отправление для клиента зависит от ряда показателей:
- тарифной зоны,
- компании, предоставляющей услуги,
- веса отправляемого груза,
- топливной надбавки и
- налога на добавленную стоимость (НДС), который на сегодняшний день составляет 18%.
Нахождение какой-либо страны в той или иной тарифной зоне зависит от ее местоположения. Однако у каждой службы экспресс-доставки существует своя шкала тарифных зон.
Большинство стран Западной Европы, такие, как Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Испания и ряд других, находятся, как правило, в одной тарифной зоне. Стоимость отправки документа в эти тарифные зоны у наиболее известных и крупных международных компаний экспресс-доставки таких, как DHL Worldwide Express, TNT Express, UPS или FedEx Express, скажем, весом 250 граммов составляет приблизительно 40 — 50 у.е. без НДС (все последующие цены указаны без НДС).
Отправление такого же по весу письма в США или Канаду обойдется в 50 — 55 у.е., а в Таиланд, Сингапур или Японию в 50 — 80 у.е.
|
Как уже было сказано выше, размер тарифов сильно варьируется в зависимости и от компании экспресс-доставки. Тарифы наиболее известных и крупных компаний самые высокие. В среднем их величина превышает стоимость услуг более мелких компаний на 15 — 20 у.е. Однако в силу своего масштаба эти службы могут предложить клиенту широкий спектр услуг и в большей степени гарантировать доставку груза в срок, чем их менее именитые конкуренты.
Обычно в стандартных тарифах определен минимальный вес отправления и, соответственно, цена на него. Затем вес градируется. При попадании в более «тяжелую» категорию увеличивается стоимость отправления (см. Пример 2). Каждая последующая весовая категория превышает стоимость предыдущей в среднем на 5 — 15 у.е.
Если размер минимального веса равен 250 граммам, то при его превышении на 100 граммов, вероятнее всего, вы будете оплачивать не 350 грамм, а полкилограмма. При превышении этого веса даже на 10 граммов — платить придется за 1 килограмм.
|
Мы уже упоминали о том, что цена зависит также от топливной надбавки. Казалось бы, этот показатель должен включаться в основной тариф. Однако это не так. Топливная надбавка — это дополнительная плата, которая взимается за израсходованное компанией на доставку груза авиатопливо. Выделяют ее отдельно, чтобы иметь возможность изменить ее размер в ту или иную сторону, не затрагивая основные тарифы. Обычно подобные корректировки проводятся ежемесячно: указывается она в процентном соотношении от стоимости тарифа. Каждая компания экспресс-доставки самостоятельно определяет ее размер на каждый месяц, ориентируясь на рыночную стоимость авиатоплива. Так, у разных компаний в январе 2006 года ее размер составил от 7,5 до 10,5%.
Предоставляемые услуги
Международные экспресс-службы предоставляют услугу по доставке груза к определенному времени: до 9 часов утра или до 12 часов дня. Она позволяет ускорить доставку груза получателю, что часто бывает крайне необходимо. Ее стоимость, как правило, значительно превышает стандартные тарифы в среднем на 60 — 70 у.е. Минимальный вес обычно начинается с полкилограмма, а не с 250 граммов. Тем не менее данная услуга действует не для всех стран-получателей, службы экспресс-доставки преимущественно предлагают ее в отношении лишь небольшого количество стран Западной Европы и Востока, а также США.
На сегодняшний день вам также могут предложить доставку груза из Москвы в Санкт-Петербург или обратно в течение одного дня. Вам выделят персонального менеджера, который будет решать все проблемы, возникшие при работе с вами, и отвечать на все вопросы.
Практически все службы экспресс-доставки предоставляют через свой сайт в Интернете бесплатную услугу: по номеру транспортной накладной они узнают весь путь следования груза до места назначения, включая фамилию лица, принявшего документ.
Международные компании экспресс-доставки сами предоставляют упаковочный материал: коробки, пакеты и тубусы. Службы экспресс-доставки обязуются использовать все допустимо возможные варианты для доставки груза, дают возможность вызова курьера, который приедет в течение строго оговоренного времени и заберет пакет.
Ответственность за сохранность груза
При отсутствии дополнительного страхования на случай утраты, повреждения или несвоевременности доставки груза службы экспресс-доставки возмещают клиенту сумму в размере от 10 до 20 долларов США за 1 кг груза.
Условия договора
При осуществлении одиночной отправки через экспресс-службу клиенту, конечно, никто не предложит заключить соглашение и вообще маловероятно, что дадут ознакомиться с типовым договором данной компании. Если вы приняли решение тратить большие средства на отправку своей корреспонденции или осуществляете пересылку отправлений с определенной периодичностью, то тогда стоит задуматься о подписании договора со службой экспресс-доставки.
Перед заключением какого-либо соглашения с конкретной компанией необходимо изучить рынок услуг доставки. Позвоните в несколько компаний и узнайте:
- какие услуги они предоставляют;
- в какие регионы осуществляют доставку;
- в каких городах и странах у них есть свои представительства;
- как часто им приходится прибегать к услугам третьей стороны;
- какой размер скидки они в будущем могут вам предложить.
Помните, что в типовом договоре компании в первую очередь будут учтены ее интересы, а не ваши. Поэтому необходимо очень внимательно читать текст договора прежде чем подписывать. Следует отметить, что большинство компаний с неохотой идут на изменение текста типового договора. Однако если вы, как клиент, заинтересуете их, соответствующие корректировки будут внесены.
Договор заключается на основании российского законодательства и содержит следующие основные разделы:
- предмет договора;
- терминология;
- права и обязанности сторон;
- условия оплаты;
- ответственность сторон;
- срок действия договора;
- порядок разрешения споров;
- заключительные положения;
- адреса и реквизиты.
В первом разделе «Предмет договора» указывается, что компания обязуется доставить вверенный ей заказчиком груз в пункт назначения, по адресу, указанному в транспортной накладной, в соответствии с Генеральными условиями перевозки, и заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Второй раздел «Терминология», содержит разъяснения и определения терминов, используемых в договоре.
Встречается такой вариант типового договора, у которого в третьем разделе «Права и обязанности сторон» может быть использована подобная формулировка: «Исполнитель имеет право пересмотреть тарифы и внутренний курс у.е., а также ввести или отменить надбавки в силу изменения законодательства РФ, экономических изменений, влияющих на рынок транспортных услуг или в связи с изменением объемов перевозимых грузов заказчика». Обо всех подобных изменениях компания, представляющая услуги, обычно обязуется информировать за 15 календарных дней до их введения.
Какие подводные камни может таить в себе эта фраза? Все тарифы на доставку корреспонденции экспресс-службами указываются в условных единицах, которые чаще всего приравниваются к курсу доллара США (реже к курсу евро), а расчеты ведутся в рублях. Поэтому советуем в договоре четко указывать, что расчеты будут производиться по курсу Центрального банка на день выставления счета, что обеспечит некую стабильность договорных отношений и не привяжет их к такому неопределенному понятию, как «внутренний курс компании». Если вы представляете интерес для компании, занимающейся экспресс-доставкой, то, вероятнее всего, она пойдет вам навстречу при согласовании данного пункта договора.
В этом же разделе компания экспресс-доставки может оставить за собой право проверять физический и объемный вес груза, проставленный в транспортной накладной. При обнаружении расхождения в процессе проверки за основу при расчете стоимости обычно берется вес, полученный при перевзвешевании. Довольно часто компании экспресс-доставки используют такую категорию, как объемный вес. Он может быть рассчитан по формуле:
Формулу расчета объемного веса каждая компания экспресс-доставки разрабатывает самостоятельно. Категорию объемный вес применяют довольно часто в отношении крупногабаритных, но легких грузов. Соответственно получается, что физический вес такого отправления намного ниже объемного. И в этом случае вам придется оплатить именно объемный вес, а не физический, и, значит, затратить больше средств. Автор данной статьи думает, что ни одна служба экспресс-доставки не пойдет на исключение из договора категории «объемный вес», так как для компании наличие данного показателя выгодно.
Обязательно стоит указать в договоре предельный размер топливной надбавки, а также количество пунктов, на которые она может быть изменена за какой-то конкретный срок.
В разделе «Условия оплаты» указывается порядок осуществления расчетов. Оплата за оказанные услуги может проводиться двумя способами:
- или путем расчетов по транспортным накладным,
- или путем наличных и безналичных расчетов по выставленным счетам.
В этом разделе также указывается срок, в течение которого производится оплата по выставленным счетам.
Раздел пятый типового договора, «Ответственность сторон», обычно содержит фразу о том, что в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения своих обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с российским законодательством и Генеральными условиями перевозки. Генеральные условия перевозки— это перечень правил и условий перевозки, соблюдаемых службой экспресс-доставки и заказчиком услуг. Они разрабатываются конкретной компанией по оказанию услуг экспресс-доставки с учетом положений таких международных соглашений, как:
- Варшавская конвенция 1929 года (с учетом изменений, внесенных Гаагским протоколом 1955 г.),
- Техническая инструкция ИКАО (Международная организация Гражданской Авиации),
- Положение об опасных грузах ИАТА (Международная Ассоциация Воздушного транспорта) и других правовых актов.
Каждый договор имеет определенный срок действия. Наиболее частый вариант, встречающийся в типовом соглашении, — это заключение договора на один год и продление его автоматически на следующий год, если ни одна из сторон не заявит о желании его расторгнуть.
В случае возникновения вопросов, не урегулированных в договоре, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации. Все споры, вытекающие из договора, решаются сторонами в претензионном порядке и могут быть переданы любой из сторон в Арбитражный суд.
В заключительных положениях стоит обязательно указать, что компания-поставщик услуг не имеет права использовать ваше имя в рекламных целях для привлечения клиентов без полученного от вас предварительно письменного разрешения.