Top.Mail.Ru
Законодательство требует провести в ООО и АО как минимум одно общее собрание его участников (акционеров) в год для утверждения итогов работы общества за год и принятия иных принципиальных решений. При этом важно соблюсти установленные сроки и ряд других принципиальных моментов.
Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществах (АО) предусматривает проведение ежегодного общего собрания. По сути, на этом собрании должны подводиться итоги деятельности организации за предыдущий год и определяться стратегические цели ее развития в новом году.

Процедура созыва и проведения годовых собраний достаточно четко регламентирована действующим законодательством. Для ООО в статьях 34–36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»(далее – ФЗ «Об ООО»), для АО главой VII Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(далее – ФЗ «Об АО»). Несмотря на достаточно детальную регламентацию, при созыве и проведении общих собраний возникает довольно много вопросов. В настоящей статье мы постараемся разъяснить некоторые из них.

Срок проведения собрания: не все так просто

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об АО» Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об ООО» очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем 1 раз в год. Общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года.

Таким образом, в соответствии с требованиями корпоративного права акционерное общество должно проводить общее собрание с 1 марта по 30 июня, а общество с ограниченной ответственностью – с 1 марта по 30 апреля. Однако в данной ситуации есть небольшой нюанс. В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции высшего органа управления хозяйственным обществом, каким является общее собрание участников или акционеров (ОСУ или ОСА), относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества.

Схема 1. Сроки проведения общего собрания участников / акционеров в ООО / АО

Однако в соответствии со ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете» хозяйственные общества обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, имеется прямая коллизия между корпоративным законодательством и законодательством о бухгалтерском учете. Каковы пути ее решения?

У хозяйственных обществ есть несколько вариантов действий:

  • проводить годовое ОСА/ОСУ до 31 марта, чтобы представить отчетность в налоговый орган в установленные сроки. К сожалению, этот вариант возможен только для небольших организаций, где подведение итогов не требует много времени, а корпоративные процедуры могут быть значительно ускорены в силу небольшого числа участников/акционеров. В крупных компаниях с разветвленной филиальной сетью утверждение отчетности за 90 дней практически невозможно. Ее надо подготовить, получить аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии, отчетность должен утвердить Совет директоров, затем необходимо соблюсти процедуры уведомления акционеров и дать им время на ознакомление с документами. А как сделать все это за три месяца, да еще с учетом российских январских каникул? А если добавить к этому, что многие крупные организации готовят отчетность не только в соответствии с требованиями российского законодательства, но и согласно требованиям международной отчетности, а в ряде случае еще и по законодательству акционеров-нерезидентов, владеющих крупными пакетами акций, то 90 дней покажутся уж очень коротким сроком;
  • проводить годовое общее собрание в удобное время с учетом сроков, установленных корпоративным законодательством. Отчетность в налоговые органы предоставлять позже установленного законодательством срока и быть готовым платить штрафы за ее несвоевременное представление. В соответствии со ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком… документов, предусмотренных в законодательстве, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. На такой штраф легче согласиться, чем «комкать» процедуру подведения финансовых итогов за...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.