Top.Mail.Ru
Мы рассказываем, как организовать работу с документами, содержащими коммерческую тайну, в т.ч. даем образцы соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, формулировок, которые необходимо внести в трудовые договоры работников и в гражданско-правовые договоры с другими компаниями. Воспользовавшись нашими рекомендациями, вы сможете ввести режим коммерческой тайны в организации, чтобы избежать неблагоприятных последствий безнаказанного разглашения своей коммерческой тайны. Но ответственность за нарушения в данной сфере тоже может быть различной – мы поясняем и этот вопрос.

Работаем с документами, содержащими коммерческую тайну

Ограничение доступа к документам

Не секрет, что для того, чтобы информация, содержащая коммерческую тайну, не распространялась среди нежелательных лиц, следует ограничить доступ к ней. Каким образом это можно сделать, если такая информация содержится не только на бумажных носителях, но и на электронных, в том числе в информационных системах организации? Ответ очевиден – ограничивать доступ необходимо к различным носителям информации.

В первую очередь следует определить, в каких помещениях, электронных базах, информационных системах и на каких носителях будет храниться информация, составляющая коммерческую тайну, а далее уже назначить ответственных лиц, в чьи обязанности будет входить надлежащее хранение, передача документов, содержащих такую информацию на различных носителях, только определенным лицам (своим сотрудникам, имеющим право доступа, и уполномоченным представителям госструктур) и с обязательной фиксацией факта выдачи и возврата соответствующих документов. Если документы содержатся в электронной базе или информационной системе, то ограничение доступа к ним должно осуществляться и с помощью технических средств защиты информации и программного обеспечения.

Перечень лиц, допускаемых к документам, содержащим коммерческую тайну, утверждается приказом организации (см. приказ и его приложение № 3 из Примера 1 в первой части статьи в №12` 2011 журнала на стр. 34 и 40).

Однако возникает справедливый вопрос: а как работник узнает о том, что он попал в такой список и что на него теперь ложится серьезная ответственность за разглашение коммерческой тайны? Закон о коммерческой тайне дает ответ на этот вопрос в ст. 11, устанавливая обязанности для работника и работодателя:

Фрагмент документа

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
(в ред. от 11.07.2011). Статья 11 «Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений»

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
(в ред. от 11.07.2011). Статья 11 «Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений»

1. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях...

5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, либо уничтожить такую информацию или удалить ее с этих материальных носителей под контролем работодателя.

Незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой работник получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей, он вправе обжаловать в суд (ч. 8 ст. 11 Закона о коммерческой тайне). Однако, как правило, работники об этой норме ничего не знают и узнают, только когда дело доходит до их привлечения к ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Чтобы условие о неразглашении коммерческой тайны было для работника обязательным, его следует закрепить одним из двух способов:

  • в качестве дополнительного условия включить в трудовой договор (см. Пример 3). Это позволяет сделать ст. 57 ТК РФ;
  • заключить отдельное соглашение с работником о соблюдении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну (или неразглашении конфиденциальной информации в целом) (см. Пример 2 на следующей странице), которое также можно оформить в виде приложения к трудовому договору.

Пример 2. Соглашение с работником о конфиденциальности

Пример 3. Фрагмент трудового договора, в который включаются условия соблюдения конфиденциальности

Обратите внимание! Если трудовыми обязанностями работника не был предусмотрен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и вы хотите ему его дать, то он может быть осуществлен только с согласия работника (ч. 2 ст. 11 Закона о коммерческой тайне), которое оформляется путем:

  • внесения в трудовой договор соответствующих обязанностей, или
  • заключения отдельного соглашения о соблюдении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну (или неразглашении конфиденциальной информации в целом), как было отмечено выше, или
  • дачи работником отдельного обязательства о неразглашении коммерческой тайны (см. Пример 4).

Однако надо иметь в виду, что не всегда условия трудового договора могут изменяться с согласия работника. Так, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. При этом требуется четкое следование процедуре внесения в трудовой договор таких изменений, установленной ст. 74 ТК РФ. В частности, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца. А далее, в зависимости от того, согласен работник на работу в новых условиях или нет, работодатель должен соблюсти все формальности такой ситуации, предусмотренные данной статьей ТК РФ. Очевидно, что если работник будет согласен на изменение условий трудового договора в таком порядке, то соответствующий допуск может быть оформлен одним из указанных выше способов.

Что касается руководителя организации, то ч. 6...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.