Top.Mail.Ru

Ненормированный рабочий день: тонкости оформления

Многие руководители считают, что при ненормированном рабочем дне у подчиненного нет четко обозначенных границ рабочего времени: его можно привлекать к работе как угодно часто, даже в выходные. Не меньшее число работников полагает, что раз они задерживаются на работе, им должны за это доплачивать, да еще и в повышенном размере по сравнению с обычной зарплатой. И те и другие заблуждаются, если речь идет о ненормированном рабочем дне. Почему? Об этом мы расскажем в статье. Разберемся и с другими вопросами, связанными с таким режимом труда. При этом научим правильно фиксировать его в документах, что позволит избежать двусмысленных ситуаций между работником и организацией, нередко заканчивающихся спорами в суде.

Ненормированный рабочий день – это специфический режим работы, который требует особого документального оформления. Прежде чем говорить о том, какие именно акты нужно составить, что прописать в трудовом договоре, обратимся к положениям закона, раскрывающим, что же на самом деле кроется в понятии «ненормированный рабочий день».

Трудности перевода

Понятие ненормированного рабочего дня существует давно. Так, уже в 20-е годы прошлого века действовало постановление Народного комиссариата труда СССР от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» (далее – постановление Наркомтруда СССР № 106). В этом документе устанавливались: перечень лиц, в отношении которых можно было установить данный режим; документы, в которых регламентировались основные обязанности указанных категорий работников. Регулировались и другие основные вопросы, связанные с ненормированным рабочим днем. Примечательно, что данное постановление официально было признано недействующим не так давно – с конца 2009 года (приказом Минздравсоцразвития от 12.11.2009 № 893).

В Кодексе законов о труде Российской Федерации (предшественник ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации) о ненормированном рабочем дне говорилось немного – в ст. 68, определявшей основания для предоставления дополнительных отпусков. Ее п. 3 обязывал работодателей оформлять дополнительные отпуска работникам с ненормированным рабочим днем.

Современное определение этого понятия можно найти в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Фрагмент документа

Статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 12.11.2012)

Ненормированный рабочий день ? особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В приведенной норме содержится важная информация о признаках ненормированного рабочего дня. Чтобы уяснить ее содержание, попробуем перевести то, что в ней написано, на понятный язык. При этом мы будем использовать не только буквальное толкование положений закона, разберем также и то, что осталось «за кадром» ТК РФ, но сложилось на практике, в том числе по результатам рассмотрения судебных споров.

Кому устанавливается?

Итак, во-первых, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, который подходит не любому сотруднику. Из закрепленного в ст. 101 ТК РФ определения следует, что ненормированный рабочий день не может распространяться на всех работников предприятия, только на «отдельных».

О ненормированном рабочем дне можно говорить по отношению к специалистам, т.е. лицам, принятым на работу согласно трудовому договору по той или иной должности. Рабочих среди сотрудников с таким режимом труда по общему правилу быть не должно. Однако существуют исключения, установленные нормативными правовыми актами. Например, Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15), которым предусмотрен ненормированный рабочий день для водителей автомобилей. Многие специалисты видят в этом противоречие нормам ТК РФ, в ст. 101 которого четко говорится о должностях, а ведь водитель автомобиля ? это не должность, а рабочая профессия. Но на практике на подобное противоречие закрывают глаза.

В связи с тем, что ТК РФ не раскрывает признаки, по которым трудовые функции делятся на должности и профессии, для определения, к какой именно категории (должность или профессия) относится та или иная трудовая функция, можно воспользоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), который был принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 (сейчас действует в редакции от 19.06.2012).

В ТК РФ нет списка должностей (даже ориентировочного), в отношении которых можно устанавливать режим ненормированного рабочего дня. Одновременно из содержания нормы ст. 101 ТК РФ следует, что для любой организации должен существовать специальный перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если такой режим используется фактически. Перечень может содержаться в:

  • отдельных нормативных правовых актах, действующих в определенных областях. Например, Перечень должностей работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации с ненормированным рабочим днем утвержден постановлением Правления ПФР от 01.11.2007 № 274п;
  • соглашениях, заключенных в рамках социального партнерства (об их содержании и видах сказано в ст. 45-46 ТК РФ). Для того, чтобы данный перечень относился к деятельности конкретного предприятия, надо, чтобы соответствующее соглашение распространяло свое действие на эту организацию. Как определить, какие соглашения будут действовать для вашей компании, написано в ст. 48 ТК РФ. Но обычно в соглашениях содержатся лишь ссылки на то, что конкретный перечень должностей должен быть установлен коллективным договором;
  • коллективном договоре, заключаемом на предприятии между работниками и работодателем. В настоящее время коллективный договор – это скорее редкость, чем широко применяемый на практике документ. Подробнее о нем можно прочитать в ст. 40?43 ТК РФ. Но только ради того, чтобы установить перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, его не подписывают. Поэтому воспользоваться данным документом, как правило, можно в том случае,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.