Top.Mail.Ru

Ненормированный рабочий день: тонкости оформления

Многие руководители считают, что при ненормированном рабочем дне у подчиненного нет четко обозначенных границ рабочего времени: его можно привлекать к работе как угодно часто, даже в выходные. Не меньшее число работников полагает, что раз они задерживаются на работе, им должны за это доплачивать, да еще и в повышенном размере по сравнению с обычной зарплатой. И те и другие заблуждаются, если речь идет о ненормированном рабочем дне. Почему? Об этом мы расскажем в статье. Разберемся и с другими вопросами, связанными с таким режимом труда. При этом научим правильно фиксировать его в документах, что позволит избежать двусмысленных ситуаций между работником и организацией, нередко заканчивающихся спорами в суде.

Ненормированный рабочий день – это специфический режим работы, который требует особого документального оформления. Прежде чем говорить о том, какие именно акты нужно составить, что прописать в трудовом договоре, обратимся к положениям закона, раскрывающим, что же на самом деле кроется в понятии «ненормированный рабочий день».

Трудности перевода

Понятие ненормированного рабочего дня существует давно. Так, уже в 20-е годы прошлого века действовало постановление Народного комиссариата труда СССР от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» (далее – постановление Наркомтруда СССР № 106). В этом документе устанавливались: перечень лиц, в отношении которых можно было установить данный режим; документы, в которых регламентировались основные обязанности указанных категорий работников. Регулировались и другие основные вопросы, связанные с ненормированным рабочим днем. Примечательно, что данное постановление официально было признано недействующим не так давно – с конца 2009 года (приказом Минздравсоцразвития от 12.11.2009 № 893).

В Кодексе законов о труде Российской Федерации (предшественник ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации) о ненормированном рабочем дне говорилось немного – в ст. 68, определявшей основания для предоставления дополнительных отпусков. Ее п. 3 обязывал работодателей оформлять дополнительные отпуска работникам с ненормированным рабочим днем.

Современное определение этого понятия можно найти в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Фрагмент документа

Статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 12.11.2012)

Ненормированный рабочий день ? особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В приведенной норме содержится важная информация о признаках ненормированного рабочего дня. Чтобы уяснить ее содержание, попробуем перевести то, что в ней написано, на понятный язык. При этом мы будем использовать не только буквальное толкование положений закона, разберем также и то, что осталось «за кадром» ТК РФ, но сложилось на практике, в том числе по результатам рассмотрения судебных споров.

Кому устанавливается?

Итак, во-первых, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, который подходит не любому сотруднику. Из закрепленного в ст. 101 ТК РФ определения следует, что ненормированный рабочий день не может распространяться на всех работников предприятия, только на «отдельных».

О ненормированном рабочем дне можно говорить по отношению к специалистам, т.е. лицам, принятым на работу согласно трудовому договору по той или иной должности. Рабочих среди сотрудников с таким режимом труда по общему правилу быть не должно. Однако существуют исключения, установленные нормативными правовыми актами. Например, Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15), которым предусмотрен ненормированный рабочий день для водителей автомобилей. Многие специалисты видят в этом противоречие нормам ТК РФ, в ст. 101 которого четко говорится о должностях, а ведь водитель автомобиля ? это не должность, а рабочая профессия. Но на практике на подобное противоречие закрывают глаза.

В связи с тем, что ТК РФ не раскрывает признаки, по которым трудовые функции делятся на должности и профессии, для определения, к какой именно категории (должность или профессия) относится та или иная трудовая функция, можно воспользоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), который был принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 (сейчас действует в редакции от 19.06.2012).

В ТК РФ нет списка должностей (даже ориентировочного), в отношении которых можно устанавливать режим ненормированного рабочего дня. Одновременно из содержания нормы ст. 101 ТК РФ следует, что для любой организации должен существовать специальный перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если такой режим используется фактически. Перечень может содержаться в:

  • отдельных нормативных правовых актах, действующих в определенных областях. Например, Перечень должностей работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации с ненормированным рабочим днем утвержден постановлением Правления ПФР от 01.11.2007 № 274п;
  • соглашениях, заключенных в рамках социального партнерства (об их содержании и видах сказано в ст. 45-46 ТК РФ). Для того, чтобы данный перечень относился к деятельности конкретного предприятия, надо, чтобы соответствующее соглашение распространяло свое действие на эту организацию. Как определить, какие соглашения будут действовать для вашей компании, написано в ст. 48 ТК РФ. Но обычно в соглашениях содержатся лишь ссылки на то, что конкретный перечень должностей должен быть установлен коллективным договором;
  • коллективном договоре, заключаемом на предприятии между работниками и работодателем. В настоящее время коллективный договор – это скорее редкость, чем широко применяемый на практике документ. Подробнее о нем можно прочитать в ст. 40?43 ТК РФ. Но только ради того, чтобы установить перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, его не подписывают. Поэтому воспользоваться данным документом, как правило, можно в том случае,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.