Top.Mail.Ru

Жара – это повод сократить рабочий день или установить кондиционер?

Почти каждый знает о том, как здорово жаркий летний день провести на лужайке у речки или на пляже у моря и как тяжко в жару работать в офисе. Мы расскажем вам о санитарных нормах, предполагающих сокращение рабочего дня в случае повышения температуры более 28ºС, о том, как произвести необходимые замеры и вычисления, документально это зафиксировать, как должно быть оплачено время простоя из-за жары (какую позицию занимают Минтруд России и Государственная инспекция труда по данному вопросу). Но мы не призываем вас добиваться от работодателя именно сокращения времени работы (это приведет к финансовым потерям и для него, и для работников). Данный инструмент гораздо разумнее использовать для убеждения работодателя обеспечить нормальные условия труда, например, путем установки кондиционеров.

Сокращение рабочего дня из-за жары в офисе – право или обязанность работодателя?

Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда1. Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника2.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц3. Показателями, характеризующими микроклимат на рабочем месте, являются:

  • температура воздуха и поверхностей,
  • относительная влажность и скорость движения воздуха,
  • интенсивность теплового облучения.

В данном случае нас будет интересовать такой показатель, как температура воздуха в рабочих помещениях в летний период. Время пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин установлено в таблице 1 Приложения № 3 к СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»4 (см. Таблицу 2 в данной статье).

Несмотря на то, что значения, указанные в этой таблице, носят рекомендательный характер, анализ совокупности вышеуказанных норм правовых актов вместе со сложившейся позицией Государственной инспекции труда5 позволяют сделать следующий вывод: игнорирование данных «рекомендаций» может привести к тому, что ГИТ квалифицирует это как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ), за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности. И самым неприятным для него может стать не столько штраф до 50 000 руб., сколько приостановление деятельности на срок до 90 суток!

Фрагмент документа

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

И если на температуру «за окном» работодатель повлиять не может, то для управления микроклиматом внутри помещений наша цивилизация уже придумала много интересного: от сложных систем вентиляции, очищения и увлажнения воздуха до простеньких вентиляторов и кондиционеров (настенных и напольных). И здесь встает вопрос не столько о вынужденном выполнении «рекомендаций» свыше, сколько о разумном подходе к организации труда своих сотрудников, работоспособность (КПД) которых выше при нормальных условиях труда.

Мы же призываем вас разобраться в этом вопросе и грамотно подготовить аргументацию для администрации, чтобы между сокращением рабочего дня и обеспечением нормальных условий труда она выбрала последнее. Бунт на корабле во время экономического шторма приводит к гибели корабля. Это надо понимать и нацелиться на устранение брешей и повышение плавучести судна!

Когда необходимо сокращать время работы?

СанПиН 2.2.4.548-96 устанавливает продолжительность времени работы в жару дифференцированно: чем более физически напряженной является работа и чем выше температура, тем меньше должна быть ее продолжительность в жару. Т.е. сначала нужно определить категорию выполняемой работы по Таблице 1, а потом, по Таблице 2, сколько времени человек должен трудиться.

Работа большинства офисного персонала относится к категориям Iа – Iб, поэтому дальнейшие объяснения и вычисления в примерах мы будем вести, опираясь на значения второго столбца Таблицы 2.

Пример 1

Кемеровой О.Н. установлен гибкий график работы (по 12 часов смена). Сегодня у нее рабочий день с 9:00 до 21:00. Вчера температура воздуха на рабочем месте в среднем составила 30 °С. Поэтому сегодня работодатель должен установить Кемеровой рабочий день продолжительностью 5 часов (соответствующая ячейка Таблицы 2 помечена цифрой 1), то есть сократить смену на 7 часов (12 – 5 = 7).

Пример 2

Ольгова О.Л. работает в режиме нормальной продолжительности рабочего времени по 8 часов в день 5 дней в неделю. Средняя температура на рабочем месте составляет 28 градусов. Исходя из значений Таблицы 2 (см. отметку с цифрой 2) ее рабочий день сокращению не подлежит.

Сокращать рабочий день необходимо в случае превышения температурой воздуха на рабочем месте отметки в 28 °С так, чтобы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Годовая премия: самые распространенные ошибки

Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.