Top.Mail.Ru
В последнее время участились проблемы с фальшивыми банковскими гарантиями и поручительством. Кто обычно их фальсифицирует? Где грань между фальшивым документом и подписанным с превышением своих полномочий? Что мешает провести полноценную экспертизу сомнительных бумаг? Как эмитенту подстраховаться при оформлении документов? Здесь помогут спецбланки, внутренние регламентированные процедуры, онлайн-подтверждение и др.
Интервью
Юрий Александрович Воробьев,
руководитель практики разрешения споров и медиации Юридической компании «Пепеляев Групп». Специализируется в области представления интересов клиентов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по спорам, связанным с различными сферами предпринимательской деятельности (договоры поставки и оказания услуг; споры, вытекающие из деятельности в финансовой сфере (кредитование, финансирование, инвестиционная деятельность и пр.), споры с государственными органами)

Имеет более пятнадцати лет профессионального опыта, который включает защиту клиентов в более чем трехстах делах с участием крупнейших российских и иностранных компаний. Помимо судебного представительства имеет значительный опыт досудебного разрешения конфликтов.

С 2002 года имеет статус адвоката. Автор многочисленных статей и комментариев законодательства. С отличием окончил МГУ им. М.В. Ломоносова и МГИМО при МИД России.

– Юрий, тема нашего интервью – использование фальсифицированных документов в суде. Скажите, часто ли такое происходит?

– Если раньше подобные случаи можно было сосчитать по пальцам, то начиная с 2013 года количество таких дел резко увеличилось. Думаю, что эта тенденция сохранится. Проблема поддельных документов, появляющихся в судах в качестве доказательств, сейчас очень актуальна.

Может возникнуть вопрос, почему эти примеры рассматриваются в качестве проблемы. Ведь это по большому счету не гражданско-правовая, а уголовно-правовая сфера, которой должна заниматься полиция. Но практика показывает, что органы внутренних дел не очень охотно берутся за расследование преступлений, которые связаны с поддельными документами. И поэтому подобные споры часто и начинаются, и заканчиваются в арбитражных судах, которые не всегда готовы к нюансам, возникающим в рамках таких дел. В итоге – существенное увеличение количества споров, которые связаны с фальшивыми документами.

Если мы спросим ведущие банки, то наверняка все они отметят, что регулярно получают обращения и требования в связи с банковскими гарантиями, которые они никогда не выпускали. Точно так же другие организации получают, скажем, договоры поручительства, иные документы, использование которых тоже вызывает сомнения.

– Почему проблема фальсифицированных документов обострилась именно сейчас?

– Потому что в последнее время все чаще в качестве обеспечения исполнения обязательства требуется предоставить банковскую гарантию или поручительство. Кроме того, государство все активнее участвует в гражданском обороте. Мы видим масштабные госпроекты, стройки в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу. Везде, где участвует государство, необходимы финансовые гарантии. В большинстве случаев это банковские гарантии, которые зачастую требуется представить на нереальных условиях. Банки их не выдают. Стороны обращаются за помощью к финансовым посредникам. Именно от них в большинстве случаев и исходят недостоверные документы.

– Какие документы можно считать сфальсифицированными?

– Я обозначил бы три возможных варианта, которые встречаются на практике.

Первый – это полностью сфальсифицированный документ. То есть документ, который никогда не существовал и к которому псевдоэмитент этой бумаги не имеет никакого отношения.

Второй – это документы, которые составляются бывшими сотрудниками организации, имеющими или не имеющими соответствующих полномочий. Возможно, у этих сотрудников могли быть какие-то полномочия, связанные с изданием данного документа, но в ограниченном виде. Иногда уволенные работники составляют документы «задним числом», уже после увольнения.

И третий вариант – это документы, которые составляются ныне работающими сотрудниками организаций, например, банков. Я сделал оговорку относительно банков потому, что этот вариант фальсификации наиболее актуален именно для банковских документов. Не секрет, что банки начали широко использовать электронный способ выдачи и подтверждения некоторых...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.