Юрист с многолетней практикой развенчивает распространенные мифы об обыске помещения организации (например, про необходимость присутствия адвоката, фотосъемку, личный обыск сотрудников, компенсацию морального вреда). Кроме того, вы узнаете, какие нарушения порядка проведения обыска чаще всего позволяют оспорить его результаты, кому и как жаловаться. В заключение юрист дает советы, как организации реально обезопасить свои документы.
Мифы и реальность
Миф 1. Обыск помещения включает личный обыск сотрудников
Многие юристы фирм заявляют о том, что обыск в офисе начинается чуть ли не с личного обыска сотрудников, сея тем самым панику и вызывая море негативных эмоций.
Как правило, для личного обыска необходимо получение решения суда. Но при обыске в офисе личный обыск действительно может быть проведен без решения суда при наличии достаточных оснований полагать, что сотрудник скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Однако при этом личный обыск должен быть обоснован. Отсутствие достаточных оснований дает повод для подачи жалобы на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов и нарушение конституционных прав.
На практике никто не злоупотребляет личным обыском и даже при наличии оснований полагать, что сотрудник что-то спрятал, ему сначала предложат самому выдать эту вещь или показать содержимое сумки. Обычно на этом все и заканчивается.
При осуществлении личного обыска отдельный протокол об этом может не составляться – информация вносится в «основной» протокол обыска помещения (показан в Примере 1 в первой части статьи в прошлом номере журнала).
Миф 2. Требуйте присутствия адвоката
Обычно юристы организаций рекомендуют требовать не начинать обыск до прибытия адвоката. А если обыск начнут, то важно зафиксировать это требование, чтобы потом оформить жалобу на действие правоохранителей.
Это красивое заявление не соответствует положениям закона. При производстве обыска помещений юрлица1 обязательно только присутствие представителя администрации соответствующей организации, и именно ему передается под расписку копия протокола (ч. 11 и 15 ст. 182 УПК РФ). Защитник / адвокат того лица, в помещении которого производится обыск, всего лишь вправе присутствовать, но обязательным участником не является (ч. 11 ст. 182 УПК РФ).
В части юридической поддержки обыскиваемого юридического лица важно понимать следующее:
- Если речь идет об обыске в офисе, то, скорее всего, корректнее говорить о присутствии адвоката как представителя юридического лица (т.к. защитник всегда представляет не просто физическое лицо, а подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, согласно ст. 49 УПК РФ). Адвокатом же является «лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам»2.
-
Присутствие при обыске адвоката возможно, но не обязательно, поэтому никто не будет ждать его приезда. Обыск начнется сразу и пойдет по регламентированному в УПК РФ порядку. Если же адвокат находится во время обыска в помещении, то он вправе консультировать своего доверителя в присутствии следователя.
-
Начальник юридического отдела или заместитель по правовым вопросам не могут заменить адвоката, так как адвокат не вправе вступать в трудовые отношения3. Соответственно, если руководитель фирмы попросит провести обыск в присутствии юриста предприятия, то ему обоснованно откажут в этом, т.к. юрист – не субъект уголовно-правовых отношений. Если же следователь разрешит его присутствие, то это будет его добрая воля, и теоретически юрист не будет иметь никаких прав ни на консультирование, ни на внесение замечаний в протокол.
Единственный гарантированный способ использовать знания юриста фирмы – официально выделить его для участия в следственном действии в качестве представителя администрации. В УПК РФ не указана форма выделения «представителя администрации», поэтому она может быть любой: устной или письменной. Важно лишь то, чтобы данное лицо правильно поняло свой процессуальный статус и активно использовало свои юридические познания при его реализации.