Top.Mail.Ru
Из статьи вы узнаете, кто кому и когда должен проводить противопожарный инструктаж, как это документировать. Объясним, что грозит работодателю (в т.ч. его должностным лицам) за нарушения в этой сфере. Опубликованы образцы журнала учета инструктажей по пожарной безопасности и двух программ противопожарного инструктажа: вводного и первичного.

Кто и когда должен проходить противопожарный инструктаж

Обязательность обучения мерам пожарной безопасности устанавливается ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила противопожарного режима).

Противопожарный инструктаж проводится для всех работников, принимаемых в организацию, в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, далее – Нормы пожарной безопасности). Для того, кто будет разрабатывать программы для различных видов инструктажей, этот документ должен стать настольной книгой. Незаменимым помощником в организации проведения противопожарных инструктажей являются и «Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденные МЧС РФ в 2007 г.

Инструктаж необходим для того, чтобы довести до сведения работников требования пожарной безопасности, познакомить с пожарной опасностью технологических процессов, средствами противопожарной защиты, а также действиями в случае возникновения пожара. Факт того, что он состоялся, обязательно должен быть подтвержден подписями инструктируемого и инструктирующего в Журнале учета инструктажей (Пример 1).

Противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (в чем их отличие, объясним далее).

Противопожарный инструктаж проводит руководитель организации либо лицо, назначенное ответственным за его проведение. И руководитель организации, и ответственный за противопожарную безопасность в организации человек должны в обязательном порядке пройти обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства в специализированных учебных центрах 1, в результате они получают соответствующее удостоверение.

Обучение пожарно-техническому минимуму каждого работника в организациях, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение 1 месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже 1 раза в 3 года (а работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, – 1 раз в год) – в результате прошедший инструктаж расписывается в журнале (Пример 1).

Всех работников, которые не прошли противопожарный инструктаж, к работе допускать запрещено 2. Их необходимо от работы отстранить 3.

Ответственность работодателя

Проверку соблюдения правил пожарной безопасности, в т.ч. выполнение требований законодательства об организации обучения мерам пожарной безопасности работников, могут провести органы государственного пожарного надзора (МЧС и его территориальные органы).

Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года по ежегодно утверждаемому ведомством графику. О плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее чем за 3 дня 4.

Посмотреть, включена ли ваша организация в план проверок, можно:

  • на официальном сайте МЧС России;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки могут проводиться, если:

  • истек срок выданного ранее предписания об устранении нарушений;
  • поступили сведения о вводе здания в эксплуатацию, его реконструкции, капитальном ремонте или изменении класса пожарной безопасности;
  • получена информация о возникновении пожара.

О внеплановой проверке работодателя должны уведомить не позднее чем за 24 часа до ее начала 5. Но если был причинен вред жизни или здоровью граждан, то уведомлять не обязательно 6.

Имейте в виду, что формальное ведение журнала регистрации инструктажей и наличие разработанных и утвержденных работодателем программ инструктажей по пожарной безопасности не исключит опасность привлечения работодателя к ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Ведь если даже все документы в порядке, отсутствие исправной пожарной сигнализации, схемы эвакуации, прошедших в соответствии с утвержденными нормами проверку огнетушителей в количестве, соответствующем нормам, будет показателем того, что требования законодательства не выполняются 7.

За нарушение правил пожарной безопасности (к которым относится и непроведение соответствующих инструктажей) предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:

  • должностное лицо компании (руководитель и иное ответственное лицо, назначенное начальством) может быть оштрафовано на сумму от 6000 до 15 000 рублей;
  • индивидуальный предприниматель – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • организация – от 150 000 до 200 000 рублей.

Если же нарушения правил пожарной безопасности были допущены в условиях особого противопожарного режима, санкции будут гораздо более ощутимы – штраф, налагаемый (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ):

  • на должностное лицо, составит от 15 000 до 30 000 руб.;
  • индивидуального предпринимателя – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • юридическое лицо – от 200 000 до 400 000 руб.

Обратите внимание, что если инструктажи не были проведены, а в компании по этой причине был причинен тяжкий вред здоровью человека либо это привело к чьей-то смерти, то руководителя и / или ответственное лицо могут привлечь и к уголовной ответственности по ст. 219 Уголовного кодекса РФ:

  • причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается:
    • штрафом до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо
    • ограничением свободы на срок до 3 лет, либо
    • принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • нарушение правил пожарной безопасности, которое привело к смерти человека, наказывается:
    • принудительными работами на срок до 5 лет либо
    • лишением свободы на срок до 5 лет

    с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

  • смерть 2 или более людей наказывается:
    • принудительными работами на срок до 5 лет либо
    • лишением свободы на срок до 7 лет

    с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Журнал учета инструктажей

Информацию о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей нужно внести в журнал учета инструктажей по пожарной безопасности 8. Причем подписи должны поставить и инструктируемый, и инструктирующий 9.

Форма журнала приведена в приложении 1 к Нормам пожарной безопасности (образец ее заполнения см. в Примере 1). Имейте в виду, что она не относится к унифицированным формам, использование которых стало необязательным с 2013 года, поэтому привлечь к ответственности могут не только за отсутствие журнала 10, но и за несоответствие установленной форме 11.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Расчет численности и повышение производительности службы ДОУ

На какие утвержденные Минтрудом России нормативы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления можно опереться. Как их можно свести в таблицу Excel для удобства расчета необходимой численности службы ДОУ (исходя не просто из общего объема документооборота за год, а из трудоемкости выполняемых операций). Поднять производительность труда можно за счет повышения мотивации персонала, а также устранения потерь путем внедрения приемов бережливого производства в службу ДОУ. Подсказываем, что можно сделать в этих направлениях.

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.