Top.Mail.Ru
Как долго могут тянуть с выплатой годовой премии? Насколько свободно работодатель может определять ее размер? Что обычно работники обжалуют в суде? Как организовать ознакомление работников с приказами о премировании, чтобы потом не было проблем?

Премия – исключительная компетенция работодателя (но есть оговорки)

Действовавшая до октября 2006 г. редакция ТК РФ разделяла понятия «оплаты труда» и «заработной платы», а также предусматривала четкое разграничение премий:

  • на стимулирующие (в составе системы оплаты труда) и
  • поощрительные (разового характера).

Теперь, к сожалению, грань между этими различными по назначению видами выплат оказалась стерта. Поэтому тем более важно определить особенности и порядок выплаты премий в локальном нормативном акте организации (ЛНА). Обычно он называется Положение о системе оплаты труда, возможно издание более узкого документа – Положения о премировании.

Стимулирующие выплаты, в т. ч. премии, – составная часть зарплаты, формы, перечень, условия которой определяются ЛНА. При этом по смыслу ст. 129, 135 ТК РФ установление системы поощрения работников, в частности возможности, размера, форм и условий премирования, относится к исключительной компетенции работодателя. И никто не вправе навязывать в этом плане свою волю работодателю. Он определяет, когда, кому и в каком размере выплачивать премию.

Судебная практика. Апелляционное определение Калининградского областного суда от 28.05.2024 по делу № 2-1949/2023

Сотрудница банка просила суд взыскать годовую премию, пояснив, что хотя и была привлечена к дисциплинарной ответственности, но решением суда это признали незаконным. Однако работодатель все равно отказался премировать ее, сославшись на отсутствие обязанности по закону выплачивать премию.

Суд первой инстанции признал действия работодателя законными, т. к. само по себе отсутствие дисциплинарных взысканий (снятие незаконного взыскания) не влечет за собой безусловного права на получение премии: работодатель самостоятельно принимает решение, исходя из установленных в организации условий премирования.

Апелляционная коллегия решение отменила, взыскав премию в размере суммы предыдущего года, сославшись на то, что:

  • невыплата премии была обусловлена именно дисциплинарным взысканием, которое в последующем было отменено решением суда, потому работодатель был обязан выплатить премию;
  • доводы работодателя о наличии претензий к качеству работы сотрудницы были отклонены как не имеющие значения.

Кассационный суд направил дело на новое апелляционное рассмотрение, указав важные обстоятельства:

  • определение размера премии – исключительная компетенция работодателя, суд не может самостоятельно это сделать;
  • апелляционная коллегия должна была установить, являлась или нет премия гарантированной выплатой согласно действовавшей у работодателя системе оплаты труда.

После этого апелляционная инстанция ожидаемо оставила решение суда первой инстанции без изменения, т.е. поддержала позицию работодателя с отказом в годовой премии.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как потребителю доказать суду направление документов ответчику

Какие варианты подтверждения передачи документов организации нарочным или через почту существуют? На какой адрес направлять документы? Обязана ли организация оформлять на экземпляре визитера «делопроизводственную» отметку о поступлении документа и входящий регистрационный номер, «юридическую» отметку о получении документа? Как преодолеть ее отказ? Что делать, если мировой судья отказывается принять заявление потребителя к рассмотрению (например, о замене товара ненадлежащего качества)? Как это преодолеть? Какие условия для этого должны быть выполнены?

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Расчет численности и повышение производительности службы ДОУ

На какие утвержденные Минтрудом России нормативы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления можно опереться. Как их можно свести в таблицу Excel для удобства расчета необходимой численности службы ДОУ (исходя не просто из общего объема документооборота за год, а из трудоемкости выполняемых операций). Поднять производительность труда можно за счет повышения мотивации персонала, а также устранения потерь путем внедрения приемов бережливого производства в службу ДОУ. Подсказываем, что можно сделать в этих направлениях.

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.