Top.Mail.Ru

Изменение законодательства о госуслугах: шаг вперед, два – назад…

27 июля 2010 года был принят закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а в июле этого года в него были внесены существенные изменения. Часть из них мы рассмотрели в предыдущем номере журнала, а закончить этот разговор предлагаем сейчас.

А почему только через портал госуслуг?

В закон о госуслугах включено также положение о том, что если заявитель захочет получить услугу в электронном виде, то он должен направить через портал госуслуг сведения из тех документов, которые он должен предоставить самостоятельно:

Фрагмент документа

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

7. В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги является направление заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из документов, указанных в части 6 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.

Интересно, потребуется ли подписывать все это электронной подписью?

Не совсем понятно также, что будет, если гражданин обратится за госуслугой и направит необходимые сведения в электронном виде не через портал, а напрямую в соответствующий государственный орган. Данное положение закона сформулировано таким образом, что если в каком-либо законодательном акте не зафиксирована возможность заявителя общаться с государственным органом напрямую, то государственный орган не имеет права исполнять госуслугу в электронном виде иначе, как при обращении заявителя через портал.

Стандарты предоставления услуг придется перерабатывать

Дополнена и статья 14 закона «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги», в которой ранее, среди прочих требований, указывалось, что стандарт оказания государственной услуги должен содержать «исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги».

Теперь, составляя этот перечень, необходимо будет четко указать «документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия». Так что государственным структурам пора засучить рукава и начать переписывать все уже существующие административные регламенты!

Для справки

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги включается в административный регламент как его составная часть. В Законе № 210-ФЗ установлены как «Требования к структуре административных регламентов» (ст. 12), так и «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги» (ст. 14).

Работа предстоит серьезная, поскольку на конец 2010 года только федеральными органами исполнительной власти было утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций). На региональном и муниципальном уровнях было утверждено, соответственно, более 6000 и 4000 административных регламентов 1. Все они должны быть переработаны с учетом новых законодательных требований.

Требования к межведомственному информационному взаимодействию

В отдельной статье 7-1 сформулированы требования к информационному взаимодействию (в т.ч. электронному), осуществлять которое необходимо только через единую систему межведомственного электронного взаимодействия и «подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу».

Через СМЭВ разрешается посылать межведомственные запросы и ответы на них (документы и информацию) «только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов» (части 2 и 4 ст. 7-1). Должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, будут за это наказываться.

На мой взгляд, такое ограничение возможностей использования СМЭВ нелогично, ведь у органов власти взаимодействие идет не только при оказании госуслуг, но и при осуществлении возложенных на них иных функций. И если СМЭВ окажется в состоянии выдержать дополнительную нагрузку, то было бы разумнее воспользоваться уже созданной инфраструктурой, чем опять создавать за большие деньги новые системы.

Если при оказании госуслуг и при ведении базовых государственных информационных ресурсов потребуется переслать по СМЭВ в другие органы и организации документы и сведения, составляющие налоговую тайну, или те, доступ к которым ограничен, то это не будет считаться «разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации» (часть 3 ст. 7-1).

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на основе:

  • Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Правительством РФ 2;
  • Правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия 3.

В Законе № 210-ФЗ (п. 6 ст. 7-1) уже предусмотрена ситуация, когда сведения по межведомственному запросу либо не представлены вообще, либо не представлены в установленные сроки (ситуация достаточно распространенная). Законом запрещено отказывать в предоставлении услуги, правда, не понятно, как в таких случаях действовать государственному органу, если, например, без соответствующих документов он вообще не может принять решение? От того, что тех, кто не представил документы, могут наказать, легче не будет ни ответственному за оказание услуги государственному органу, ни заявителю.

Законодательством (ст. 6 Закона № 210-ФЗ) теперь явным образом закреплено, что вся информация и документы, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, должны направляться по межведомственным запросам безвозмездно. Это касается всех.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Фейковые запросы от имени налоговой

Участились фейковые запросы на предоставление документов и информации якобы от имени контролирующих органов. Объясняем, что вас должно насторожить, – перечисляем критерии, по которым можно вычислить злоумышленников.

Новшества Закона об АО о документировании дистанционного участия в заседании общего собрания

Какие требования появились к проведению заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием: кто его может проводить, какие функциональные возможности должны быть у технических средств для их проведения, как хранить записи трансляции заседания.

Общее собрание акционеров: обновление правил подготовки, проведения, документирования

С 1 марта 2025 года вступила в силу очередная порция изменений в закон об АО. Объясняем, как изменилась терминология, которой теперь надо пользоваться при составлении документов. Как изменились полномочия органов управления АО. Как подготовить годовое заседание общего собрания акционеров. Что потребуется для дистанционного участия в заседании. Порядок голосования и использования бюллетеней. Обновленные правила оформления протокола заседания общего собрания акционеров и его образец. Пример требования акционера о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.

Учет бланков документов

Учет каких бланков документов организация вести обязана, а каких вправе. Где и что надо регламентировать. Как нумеровать бланки при их изготовлении типографским способом и распечатке из СЭД. Как вести журнал учета бланков: по какой форме, как отражать выдачу и возврат бланков (показали 2 варианта логики заполнения журнала), как защищать журнал (показали примеры заверения сшива и итоговой записи за год).

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.