Top.Mail.Ru

Визуализация электронной подписи: отечественные и зарубежные подходы

Визуализация электронных подписей на документе позволяет его читателю понять, кто и когда подписал документ (либо визировал его, утвердил, заверил копию и т.п.). Визуализировать можно по-разному. Мы предлагаем вам ознакомиться не с ­теоретическими изысканиями, а с анализом сложившейся практики: как это начали делать отечественные банки, как сейчас это делается на сайте госзакупок, что придумали в Минкомсвязи РФ, в Роскомнадзоре, в правительстве Санкт-Петербурга, для нотариального удостоверения равнозначности электронного документа ­документу на ­бумажном носителе. Кроме того, мы знакомим вас с европейским ­опытом.

Кому и зачем нужна визуализация электронной подписи?

С самого начала стоит отметить, что визуализация электронной подписи нужна не всем. Тем, для кого уже привычна и не вызывает никаких проблем работа в электронных системах, позволяющих проводить проверку электронных подписей, такая визуализация, возможно, и не понадобится. С другой стороны, в нашей стране сейчас сложился смешанный документооборот, и, когда электронный документ попадает в руки тех, кто привык работать на бумаге, то отсутствие привычной информации о подписи создает определенные проблемы.

Визуализация требуется работающему с визуальным или бумажным представлением электронного документа пользователю, которому нужны представленные удобным образом сведения о том, кто и когда подписал документ. При этом важно:

  • не только дать информацию о том, что документ подписан электронной подписью,
  • но и указать намерение подписанта, поскольку наличие подписи может означать совершенно разные вещи: утверждение документа этим лицом или его заверение, согласование, визирование, ознакомление с ним и т.д.;
  • также для эффективной работы с электронным документом важна информация о результате проверки электронной подписи (корректна ли она).

Отсутствие перечисленной информации в легко воспринимаемом виде мешает эффективно работать с документами. Это можно продемонстрировать на примере государственных контрактов, заключенных в электронном виде и размещенных на сайте госзакупок (http://zakupki.gov.ru)1. В Едином реестре государственных и муниципальных контрактов содержится не только информация о них, но и тексты самих контрактов:

  • если контракт подписан на бумаге, то в реестре размещается его отсканированная копия в формате PDF (показана на Рисунке 1);
  • если же контракт подписан в электронном виде, то его текст в формате DOC также размещается в реестре (Рисунок 2). Но в этом случае в документе отсутствует информация о дате заключения контракта и не понятно, кто на самом деле его подписал. То, что мы видим, трудно назвать даже полноценной копией.
    Заинтересованные в исполнении контракта стороны, конечно, могут закрыть глаза на эти «мелочи», однако в случае необходимости предоставить такой документ или его копию третьим сторонам (таким, как контролирующие органы, суды и т.п.) могут возникнуть осложнения, поскольку те не склонны верить на слово в то, что это надлежащим образом подписанный документ.

Рисунок 1. Визуальное представление контракта на сайте госзакупок в случае его подписания на бумажном носителе

Рисунок 2. Визуальное представление контракта на сайте госзакупок в случае его подписания в электронном виде по итогам электронного аукциона

Рисунок 3. Раздел «Документы» в карточке государственного контракта

Рисунок 4. Информация о подписях

Как вы понимаете, оставить документ в таком виде, как показано на Рисунке 2, нельзя. К этому явно нужно «что-то добавить».

После заключения контракта в электронном виде и размещения его в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов в разделе «Документы» появляется информация о неких электронных подписях. Так, при размещении информации о государственном контракте № 01161000044130001062 в разделе «Документы» виден знак, отмеченный зеленой «галочкой» (на Рисунке 3 обозначен «!»). При наведении на него курсора появляется комментарий: панель «Подписи» содержит информацию о подписях (Рисунок 4), однако не сообщается ни о том, какие документы были подписаны, ни с какой целью. При этом в самом тексте контракта (Рисунок 2) указана фамилия руководителя организации, который якобы его подписал. О каждой подписи дана следующая информация (Рисунок 4):

  • результат проверки подписи (однако не сообщается, когда была осуществлена проверка);
  • дата подписания документа;
  • Ф.И.О. и должность сотрудника, подписавшего документ;
  • организация-заказчик, в которой данный сотрудник работает;
  • кроме того, предоставляется возможность увидеть дополнительные сведения о конкретной электронной подписи, используя активную ссылку «Посмотреть ЭП», а также «криптографическую квитанцию» каждой подписи.

В приведенном на Рисунке 4 примере одна из подписей обозначена как недействительная и помечена знаком «Подпись неверна». Интересно, как, по мнению создателей сайта, в таком случае пользователь должен оценивать достоверность данного документа в целом? Попробуем с этим...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Принципиальное увеличение сроков хранения документов

Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?

Аудиовизуальные документы в номенклатуре дел

Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.