От того, к какой группе причислен конкретный вид документа, зависят правила его оформления, хранения, использования. Работа с бухгалтерскими документами достаточно жестко регламентирована, и теперь предпринимаются попытки причислить к ним гражданско-правовые договоры.
Кому и зачем это нужно? К каким последствиям это может привести?
В чем суть проблемы?
Споры о том, является ли гражданско-правовой договор бухгалтерским первичным учетным документом или нет, идут давно, и в среде специалистов сосуществуют одновременно две точки зрения. И как ни удивительно, обе опираются на действующие законодательные нормы.
В среде финансистов и бухгалтеров преобладает мнение о том, что гражданско-правовой договор не является первичным учетным документом, поскольку:
- гражданско-правовой договор говорит лишь о том, на каких условиях стороны договорились сотрудничать, а уже последующие документы фиксируют, когда и как эти договоренности реально выполнялись (например, накладная документирует отгрузку товаров; акт – выполнение работ, оказание услуг; платежное поручение – перечисление денег и т.д.);
- в бухгалтерском учете эти специалисты отражают проводками как раз данные факты хозяйственной жизни организации. К тому же исполнение договорных обязательств на практике может пойти не по намеченному сценарию, например:
- оплату заказчик сделает не единовременно (как договаривались), а несколькими траншами;
- оплата по договору должна была поступить, но деньги так и не пришли и т.д.
Во всех случаях бухгалтерский учет отразит реальное положение дел, а не то, что первоначально предполагалось.
Сторонники данной точки зрения апеллируют в основном к отмеченным в следующей цитате знаком «–» частям статьи 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Юристы придерживаются иной точки зрения (опираясь на положения, отмеченные в цитате из Закона о бухучете знаком «+») и предпочитают относить гражданско-правовые договоры к первичным учетным документам.
Дело в том, что в теории гражданского права договоры делятся на:
- консенсуальные – содержат договоренности о будущем взаимодействии (например, договор поставки или купли-продажи), потому обычно в их преамбуле используется формулировка «Стороны обязуются...». Как правило, они вступают в силу с даты достижения соответствующих договоренностей;
- реальные – вступают в силу с момента передачи имущества (например, договор займа или аренды транспортного средства, договор хранения). В преамбуле такого договора может быть написано: «По договору аренды транспортного средства с водителем арендодатель предоставляет...». И тут ситуация двоякая: во-первых, в ряде случаев потом все равно составляется документ о факте выполнения действия (например, платежка на перевод заимствованных денег, акт или квитанция на передачу имущества на хранение); во-вторых, например, договор аренды транспортного средства может быть составлен так, что прямо в нем арендодатель расписывается в получении автомобиля, и тогда договор становится и документом, фиксирующим факт его исполнения (по крайней мере какой-то начальной операции).
То есть юристы знают о том, что договор может фиксировать свершившийся факт хозяйственной жизни. И более того, в пункте 8 статьи 3 Закона о бухучете прямо сказано, что сделка – это тоже факт хозяйственной жизни. При этом принимаются во внимание еще два обстоятельства:
- руководитель организации сам решает, какие документы будет использовать его компания в качестве первичных учетных (часть 4 статьи 9 Закона о бухучете);
- в первичных учетных документах должны присутствовать обязательные реквизиты (их конкретный перечень зафиксирован в части 2 статьи 9 Закона о бухучете), в гражданско-правовых договорах они как раз присутствуют.
Разные мнения по поводу одного и того же вопроса можно было бы оставить на откуп теоретикам, если бы не «особое положение» бухгалтерских документов в нашем правовом поле. Этот вопрос имеет серьезные последствия для деловой деятельности организаций.
Например, акционер может затребовать у акционерного общества (АО) определенные документы для ознакомления в помещении АО либо их копии в свое пользование (они перечислены в пункте 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Исключение составляют документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний исполнительного органа АО – к ним доступ имеют только акционеры, обладающие не менее 25% голосующих акций. См. цитаты из этого закона далее. За непредставление документов по запросу акционера обществу грозит серьезный штраф от 500 000 до 700 000 рублей на основании части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, дополнительно могут быть оштрафованы (или даже дисквалифицированы) должностные лица АО.
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО)
Пункт 1 статьи 89 «Хранение документов общества»
Часть 1 статьи 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках» КоАП РФ