Биржевые облигации как способ быстрого привлечения заемных средств с фондового рынка

На фоне финансового кризиса Правительство РФ с целью повышения инвестиционной активности на внутрироссийском рынке корпоративных облигаций значительно расширило рамки использования данного инструмента компаниями-эмитентами. В статье освещаются основные условия выпуска биржевых облигаций, приводится сопоставление со стандарттной процедурой выпуска корпоративных облигаций, а также анализируется востребованность данного инструмента российскими эмитентами.
Впервые понятие биржевых облигаций было обозначено в российском законодательстве еще в 2006 г. Это предоставило компаниям, ценные бумаги которых уже обращаются на фондовом рынке, возможность более быстрого привлечения займов по сравнению с некоторыми другими финансовыми инструментами. Сейчас значительно расширены границы использования корпоративных облигаций компаниями-эмитентами. Теперь у компаний существует возможность привлекать не краткосрочные, а среднесрочные займы путем размещения биржевых облигаций. В настоящее время более половины всех выпусков предусматривают срок обращения около трех лет.

В последние годы весьма востребованным со стороны крупного и среднего бизнеса стал такой инструмент рынка ценных бумаг, как корпоративные облигации.

Согласно Федеральному закону от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт. Эмитентом облигации могут выступать юридические лица или органы исполнительной власти/органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Облигации классифицируют по нескольким признакам: форме, дате и способу погашения, целям облигационного займа, способу получения дохода, способу размещения, схеме выплаты дохода, учету прав на размещенные облигации, возможности конвертации, в зависимости от наличия и вида обеспечения.

Схема выпуска облигаций представляет собой весьма сложный механизм и требует достаточно много времени, в том числе на государственную регистрацию выпуска (в большинстве случаев одновременно с выпуском корпоративных облигаций осуществляется и регистрация проспекта облигаций) и отчета об итогах выпуска облигаций.

В 2006 г. были внесены изменения в Закон о рынке ценных бумаг, касающиеся формирования особой категории облигаций, так называемые биржевые облигации. Биржевыми облигациями называют облигации, эмиссия которых осуществляется без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), без регистрации проспекта облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) по решению их эмитента при одновременном выполнении определенных условий, которые проанализированы ниже. Следует также отметить, что на фоне мирового финансового кризиса, который в полной мере проявился на российском фондовом рынке в сентябре 2008 г., для стимулирования торговли в секторе корпоративных ценных бумаг в законодательстве о биржевых облигациях были сделаны существенные послабления. Таким образом, в настоящее время при выпуске биржевых облигаций к эмитентам предъявляются следующие требования (далее – Требования).

Требования к эмитентам при выпуске биржевых облигаций

1. Размещение биржевых облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи.

Данное требование практически не ограничивает эмитентов, желающих выпустить биржевые облигации, так как доля выпусков облигаций, размещенных путем открытой подписки на фондовой бирже, в последние годы составляет примерно 95–98% от общего количества эмиссий корпоративных облигаций, которые в настоящее время находятся в обращении на российском рынке ценных бумаг.

2. Эмитентом биржевых облигаций является хозяй ственное общество, государственная корпорация или международная финансовая орг анизация, если в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торг ам, уже включены акции и (или) облигации указанных эмитентов.

В определенной степени ограничением является то, что компания должна подать заявление на допуск к торгам в процессе размещения своих биржевых облигаций только на ту фондовую биржу, которая осуществила ранее листинг акций или облигаций данной компании. Уже в процессе обращения биржевые облигации могут быть допущены к торгам также на других фондовых биржах. Но в этом случае депозитарий, осуществляющий операции по итогам сделок с ценными бумагами на другой фондовой бирже, должен зарегистрироваться в качестве номинального держателя у депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение сертификатов биржевых облигаций.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 320-ФЗ существенно расширил круг потенциальных эмитентов биржевых облигаций. До принятия поправок эмитентом таких облигаций могли выступать только открытые акционерные общества, однако в настоящее время почти половина компаний (свыше 40%), которые обращают свои облигации на фондовом рынке, созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью. Теперь таким компаниям, а также закрытым акционерным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставлена возможность более быстрого размещения облигационных займов, минуя процедуру государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Однако следует еще раз сделать акцент на том, что данная категория хозяйственных обществ должна по крайне мере зарегистрировать один выпуск облигаций по стандартной схеме, предусмотренной законодательством, и пройти процедуру листинга на фондовой бирже.

3. Эмитент биржевых облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим обр азом утвержденную годовую бухг алтерскую отчетность за два завершенных финансовых года.

Следует отметить, что еще несколько лет назад многие компании создавали специализированные дочерние общества (как правило, общества с ограниченной ответственностью) именно для привлечения заемных средств посредством размещения облигаций. Поэтому в 2005–2007 гг. на российском фондовом рынке была представлена достаточно большая доля корпоративных облигаций, эмитированных «молодыми» компаниями. Однако в настоящее время количество эмитентов со сроком существования менее трех лет существенно снизилось.

4. Облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости.

Данное требование отличает биржевые облигации от облигаций, эмитированных по стандартной процедуре, тем, что последние дают право на получение от эмитента их номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также могут предусматривать право на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

5. Срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать трех лет с начала их размещения.

Поправки, касающиеся увеличения срока обращения облигаций, были внесены также Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 320-ФЗ. До этого срок...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Готовимся к новогоднему корпоративу

Новый год – это не только семейный праздник, но еще и время, когда пора подвести итоги напряженной работы в течение года. Многим пришлось серьезно потрудиться, и в преддверии Нового года обоснованно захочется расслабиться в родном коллективе. Чтобы не испортить корпоратив и избежать рисков, при его планировании и проведении надо многое предусмотреть. Предлагаем ознакомиться с подборкой публикаций журнала «Юридический справочник руководителя» по теме организации новогоднего праздника в компании. Здесь найдете и рекомендации юристов по составлению договоров на проведение корпоративов (с образцом договора и отдельных формулировок под конкретные ситуации), разработке инструкции (на этот раз шуточной) по поведению на новогодних вечеринках, и ликбез по документальному оформлению и налогообложению расходов на такие мероприятия (в т. ч. на праздничный стол, подарки клиентам и сотрудникам), и советы по организации и безопасному проведению праздничных мероприятий, и подсказки психологов, как правильно ставить цели на будущее, загадывать новогодние желания (чтобы они сбылись), как при этом оградить себя, руководство и компанию от проблем с законом, успеть все важное и от души насладиться праздником.

Внедрение электронной транспортной накладной в ритейле: опыт применения

С 01.09.2025 при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вводится использование электронных транспортных накладных (с переходным периодом, действующим до сентября 2027 года). Автор делится собственным опытом внедрения электронных транспортных накладных в ритейле. Рассказывает о доступных решениях, приводя примеры визуализации накладных разных провайдеров (поставщиков). Дает советы, на какие критерии обращать внимание при их выборе, а также как организовать работу, чтобы внедрить электронные накладные в информационные системы организаций холдинга (поставщиков, торговых точек и пр.), сторонних перевозчиков.

Специфика работы с бизнес-партнерами из Китая и Гонконга

Бизнес-проекты России все больше разворачиваются в сторону Востока. Если учитывать, что национальные особенности жителей азиатских стран сильно отличаются от привычных нам европейских, важное значение приобретает знание характера, манер поведения и традиций стран, с которыми ваш бизнес планирует сотрудничать. Рассказываем об особенностях национального характера китайских партнеров, а также что необходимо учитывать при подготовке деловых встреч и их проведении, как правильно вести переговоры, как выбирать и дарить подарки, как одеваться и вести себя в компании с китайскими коллегами.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Дистанционное банковское обслуживание: преимущества и риски

ДБО, безусловно, экономит время, расширяет выбор банков и имеет ряд других преимуществ. Но данный вид обслуживания делает вас зависимыми от технических сбоев в предоставлении связи, от успешной интеграции системы ДБО в информационную систему вашей компании, от возможного мошенничества со стороны третьих лиц. Обязательно взвесьте все «за» и «против» и постарайтесь минимизировать риски. Материал данной статьи поможет вам в этом.

Готовимся к новогоднему корпоративу

Новый год – это не только семейный праздник, но еще и время, когда пора подвести итоги напряженной работы в течение года. Многим пришлось серьезно потрудиться, и в преддверии Нового года обоснованно захочется расслабиться в родном коллективе. Чтобы не испортить корпоратив и избежать рисков, при его планировании и проведении надо многое предусмотреть. Предлагаем ознакомиться с подборкой публикаций журнала «Юридический справочник руководителя» по теме организации новогоднего праздника в компании. Здесь найдете и рекомендации юристов по составлению договоров на проведение корпоративов (с образцом договора и отдельных формулировок под конкретные ситуации), разработке инструкции (на этот раз шуточной) по поведению на новогодних вечеринках, и ликбез по документальному оформлению и налогообложению расходов на такие мероприятия (в т. ч. на праздничный стол, подарки клиентам и сотрудникам), и советы по организации и безопасному проведению праздничных мероприятий, и подсказки психологов, как правильно ставить цели на будущее, загадывать новогодние желания (чтобы они сбылись), как при этом оградить себя, руководство и компанию от проблем с законом, успеть все важное и от души насладиться праздником.

Специфика работы с бизнес-партнерами из Китая и Гонконга

Бизнес-проекты России все больше разворачиваются в сторону Востока. Если учитывать, что национальные особенности жителей азиатских стран сильно отличаются от привычных нам европейских, важное значение приобретает знание характера, манер поведения и традиций стран, с которыми ваш бизнес планирует сотрудничать. Рассказываем об особенностях национального характера китайских партнеров, а также что необходимо учитывать при подготовке деловых встреч и их проведении, как правильно вести переговоры, как выбирать и дарить подарки, как одеваться и вести себя в компании с китайскими коллегами.