Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.
Причины неудавшихся корпоративов
Некоторое время тому назад мы провели анонимное анкетирование работников крупных и средних компаний, чтобы выявить основные причины недовольства от новогодних корпоративов, задуманных как мероприятие, призванное сплотить работников, но на деле испортивших взаимоотношения в коллективе. Полученные данные были распределены по популярности с отбором 6 самых часто звучавших ответов. Получилось следующее. Коллеги считают, что отношения между ними стали хуже после новогоднего корпоратива, потому что:
1) на корпоративе слишком много выпили;
2) на корпоративе случилась драка (порой массовая);
3) на корпоративе кто-то повел себя настолько неприлично, что всем стало неприятно;
4) корпоратив был назначен на такой день, что завтра надо было на работу;
5) на корпоративе кто-то отравился;
6) на корпоративе у кого-то пропали вещи (иногда достаточно ценные).
Малоприятные события, не правда ли? И, к сожалению, очень знакомые. Давайте обсудим, что можно (и нужно) было сделать, чтобы их избежать.
Шампанского салют, когда куранты бьют…
Корпоратив ассоциируется с выпивкой практически всегда и у всех. Об этом даже сложено немало анекдотов, например, такой: «На корпоративе бывает или тошно, когда много выпивки, или скучно, когда мало выпивки». А маму одной школьницы однажды и вовсе вызвали к директору – ибо ее дочка на уроке рисования изобразила новогодний корпоратив у папы на работе слишком реалистично, и алкоголь выступил одним из главных героев картины. Увы, почему-то разумный баланс между весельем и количеством алкоголя найти бывает крайне сложно.
Традиционным новогодним напитком в течение многих веков считается шампанское. Без шампанского, как и без салата оливье, вообще праздник праздником не воспринимается. Однако бывает, что чем богаче и успешнее корпорация – тем алкоголь на столах элитнее и… крепче. Удачные финансовые результаты года «приглашают» к застолью и водку, и виски, и коньяк, и всевозможные ликеры. При этом за столами коллеги хвастаются, что тот или иной напиток обожали знаменитости. Гордость так и поднимается в душе, когда человек осознает: он так хорошо работал, что теперь пьет любимый коньяк известного актера или любимый ликер вождя прошлого. Но результаты возлияний, ощущаемые на следующий день, заставляют почувствовать себя отнюдь не селебрити. А иногда получается и вовсе парадокс: вроде бы крепкого алкоголя за столами было немного, а народ все равно ухитрился перебрать.
Так почему на корпоративах, особенно новогодних, зачастую столько пьют? Сотрудников можно понять: как мы уже обмолвились, Новый год – это не только семейный праздник. Это еще и время, когда пора подвести итоги напряженной работы в течение года. Многие работники действительно крайне напряженно трудились, и теперь им обоснованно хочется расслабиться. А алкоголь традиционно на Руси был едва ли не главным средством для расслабления, причем культура меры в выпивке присуща в нашем обществе далеко не всем.
Программист Вася впервые устроился на работу после окончания вуза. Раньше таких, как он, гордо именовали «молодыми специалистами». У него была еще одна мысль – наконец проявить себя как взрослому, ведь все школьные и институтские годы, что прошли после смерти папы, они с мамой жили вдвоем. А для мамы Вася был, увы, «вечным ребенком».
И вот начальник отдела по итогам года сообщил: Васе удалось стать одним из лучших «дебютантов» компании. Молодому человеку была назначена приличная премия, его фото появилось на корпоративной доске почета. Гордый собой, Василий решил, что на корпоративе ему теперь все позволено – в том числе попробовать некоторые напитки впервые в жизни. Что такое мера, домашний мальчик не понимал…
А за соседним столиком опрокидывал в себя рюмку за рюмкой ветеран компании Иван Иванович. Это была не водка, а вино, но заслуженный инженер, казалось, не собирался останавливаться. Коллеги сочувственно шептались: «Опять…». А потом столь же сочувственно переглядывались и признавались: «А вообще не дай бог такую супругу иметь, как у Иваныча: она же ему даже понюхать алкоголь не дает, после той язвы о нем, как курица-наседка заботится. Вот Иваныч на корпоративах и отрывается – помните, что с ним летом в день рождения компании было?»
Итак, основная задача работодателя – обеспечить именно такое количество и качество алкоголя, чтобы напившихся до состояния «лицом в салат», как изобразила упомянутая нами выше девочка на своем рисунке, на празднике не было....