На стадии обсуждения условий договора стороны часто заключают предварительный договор или составляют протокол о намерениях. Обращаем ваше внимание, что эти два вида фиксации преддоговорных отношений имеют абсолютно разное правовое значение, а уклонение от их исполнения влечет различные последствия.
Перед заключением гражданско-правового договора стороны, как правило, проделывают серьезную работу по согласованию всех его условий, в ходе которой приходят к необходимости заключения предварительного договора. В данной статье мы рассмотрим отличия предварительного договора от протокола о намерениях, остановимся на требованиях действующего законодательства к таким договорам, рассмотрим спорные вопросы, возникающие при их заключении, а также арбитражную практику с участием индивидуальных предпринимателей.
Предварительный договор или протокол о намерениях:
основные отличия
Нередко на практике при оформлении преддоговорных отношений используются такие понятия, как предварительный договор и протокол о намерениях. Однако данные конструкции имеют абсолютно разное юридическое значение, и уклонение от их исполнения влечет для контрагентов различные последствия. Для того чтобы не происходило смешения данных понятий, определим, что именно они означают.
Прежде всего необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ предусматривает только конструкцию предварительного договора, установив в статье 459 ГК РФ основные требования к нему.
Что касается протокола о намерениях, то его составление, а также требования к его форме и содержанию действующее законодательство не устанавливает. Соответственно, все эти вопросы остаются на усмотрение сторон и определяются исходя из существующих обстоятельств. Обычно в протокол о намерениях стороны включают те действия, которые они планируют предпринять для достижения согласованного результата. По своей сути протокол о намерениях – это документ, подводящий итог переговоров, в котором указываются наименования сторон, те вопросы и действия, в отношении которых стороны пришли к общему согласию, а также подписи сторон.
Предварительный договор в соответствии со статьей 459 ГК РФ составляется с целью заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В отличие от протокола о намерениях, предварительный договор влечет возникновение у сторон юридических обязательств по заключению основного договора. Учитывая это, на основании предварительного договора можно в судебном порядке принудить контрагента к выполнению тех действий, которые в нем предусмотрены, чего нельзя сказать о протоколе о намерениях. Он подлежит исполнению только в добровольном порядке.
Однако предварительный договор влечет юридические обязательства для сторон только в том случае, если соблюдены все требования, установленные ГК РФ для данной правовой конструкции. Одним из основных требований является указание в предварительном договоре предмета и всех существенных условий основного договора.
Обратите внимание, что даже если документ назван протоколом о намерениях, но содержит все существенные условия будущего основного договора, то он может быть признан судом предварительным договором со всеми вытекающими последствиями.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 13 697 040 руб. убытков, вызванных неисполнением условий договора о поставке песка на указанную сумму.
Как следует из материалов дела, в период с 17 по 19 февраля 1999 г. стороны подписали протокол намерений, согласно которому ответчик указал наличие возможности отгрузить истцу по его письменной разнарядке 372 000 куб. м песка. Пункт 4 протокола предусматривал возможность отправки железнодорожных вагонов за счет ответчика по дополнительному письменному соглашению.
По мнению суда, с учетом положений ст. 429 и 431 ГК РФ протокол о намерении, подписанный сторонами, есть, по сути, не что иное, как предварительный договор. Суд пришел к выводу, что обязательства ответчика заключить основной договор прекращены, поскольку пунктом 3 протокола намерений был установлен срок заключения основного договора – до 01.11.1999 г. (постановление ФАС Центрального округа от 18.08.2000 г. по делу № А62-994/2000).
На основании одного только наименования документа сложно сделать вывод о его правовой природе. В каждом случае следует руководствоваться исключительно его содержанием. Так, в правоприменительной практике в качестве синонима предварительного договора может использоваться термин «договор о намерениях» (постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2006 г. по делу № А35-11765/04-11).
Заключение предварительного договора допускается к любому основному договору. На практике довольно распространены случаи заключения предварительных договоров аренды, купли-продажи недвижимого имущества, об организации систематических перевозок грузов и пр.
Рассмотрим более подробно требования, установленные к предварительному договору.
Форма и содержание предварительного договора
Согласно пункту 2 статьи 429 ГК РФ предварительный договор должен заключаться в форме, установленной для основного договора, а если такая форма не установлена, то в письменной форме. Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает в случае спора права ссылаться на подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. Однако право приводить письменные и иные доказательства сохраняется. В отличие от общего правила, несоблюдение формы предварительного договора всегда влечет его ничтожность.
Как правило, предварительный договор заключается в виде одного...