Top.Mail.Ru
Около года назад мы уже рассказывали вам об альтернативном методе разрешения споров – о медиации. Отсутствие правового регулирования данных отношений не мешало медиации входить в различные сферы жизни. Наконец законодатели приняли закон о медиации, который вступает в силу с 1 января 2011 года. В данной статье мы проанализируем этот закон, расскажем о практике применения медиации за рубежом и перспективах применения данного альтернативного метода решения споров в условиях российского бизнеса.
С 1 января 2011 г. вступает в силу закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Эта процедура не нова. За рубежом она имеет 50-летнюю историю, а в России применяется с 90-х гг. Но до сих пор в нашей стране не было нормативного акта, регулирующего эту процедуру. Основой закона послужил Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре ЮНСИТРАЛ, принятый в 2002 году. Инициатива по разработке закона о посредничестве была предпринята рабочей группой, созданной при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, и первоочередной задачей разработчиков являлась интеграция медиации в систему разрешения коммерческих споров. Постепенно к работе над законом о медиации подключилось множество других организаций: Российский союз промышленников и предпринимателей, Объединенная комиссия по организации процедур разрешения.

Нормативное регулирование

При подготовке законопроекта к слушанию в Государственной Думе РФ он прошел экспертизу Европейского совета (при этом в его адрес были высказаны некоторые замечания, но в целом законопроект был одобрен). Все замечания Еврокомиссии были учтены.

Данный закон имеет большое значение для всего российского бизнеса. Главным плюсом закона о медиации стоит назвать уже то, что на законодательном уровне в нашей стране закреплен сам институт медиации. Кроме того, там прописаны все основные принципы медиации, что будет способствовать созданию единых стандартов проведения процедуры. В целом законопроект отвечает тем задачам, которые ставились перед ним. И, что самое важное, он способствует институционализации медиации как альтернативного способа разрешения споров в РФ. У российских бизнесменов теперь появится возможность решать проблемы способом, который эффективно используется в западных странах.

Как было отмечено, процедура медиации применяется к спорам, возникающим в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью на принципах добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Закон предусматривает возможность применения процедуры медиации при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Наличие соглашения о применении или о проведении процедуры медиации, а также непосредственное проведение этой процедуры не является препятствием для обращения в суд или третейский суд. Результаты судебной медиации могут быть утверждены соответствующим судом в качестве мирового соглашения, тогда как соглашение, заключенное по итогам до (вне) судебной медиации, представляет собой обычную гражданско-правовую сделку.

В отличие от публичного судебного процесса, процедура медиации носит строго конфиденциальный характер и не подлежит разглашению, на нее нельзя ссылаться в суде. Медиатор не посягает на право стороны раскрывать или не раскрывать информацию. Медиатор в конфликтной ситуации – это третье, незаинтересованное лицо, с помощью которого вырабатывается справедливое решение в разрешении сложных и безвыходных ситуаций. При этом обе стороны находятся в равноправном положении, а медиатор содействует достижению скорейшего соглашения, устраивающего обе стороны. Порядок проведения процедуры медиации определяется соглашением. Стороны могут доверить медиатору самостоятельное определение порядка проведения медиации с учетом обстоятельств возникшего спора. Медиатор тщательно выявляет интересы каждой стороны, осуществляет своеобразный мониторинг конфликтной ситуации. Он помогает решить проблему путем погружения участников конфликта в «ситуацию» через обсуждения и переговоры; задает вопросы, сглаживает точки напряжения, способствуя нахождению сторонами выхода из конфликта. Разработка решений конфликта осуществляется сторонами самостоятельно, не отрицая ключевой роли медиатора. Он может лишь поделиться со спорящими сторонами своим видением проблемы, но он не разрабатывает за них решение конфликта. Он применяет различные методы, которые способствовали бы достижению консенсуса между сторонами, а составленное...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Доказательства направления судебных документов лицам, участвующим в деле

Одним из обязательных условий при подаче иска является приложение к нему документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления. Какие варианты подтверждения отправки документов можно приложить при отправке нарочным, курьерской службой или «Почтой России»? По какому адресу направлять документы участнику дела? Обязана ли получающая документы организация поставить отметку о поступлении документа? Какие реквизиты должна содержать такая отметка? Что делать, если в суде отказываются принимать исковое заявление?

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Оспаривание соглашений об алиментах и разделе имущества при банкротстве

Говорим про основания оспаривания таких соглашений и судебную практику по признанию их недействительными. В частности, узнаете, чем закончилось дело, когда спустя 20 лет после расторжения брака финансовый управляющий, ссылаясь на неравный раздел имущества между супругами, включил квартиры, ранее отошедшие бывшей жене должника, в состав конкурсной массы. И как на практике кредиторам удалось признать недействительным соглашение об уплате алиментов, срок на оспаривание которого по ст. 61.2 закона о банкротстве был уже пропущен.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Что делать с кредитом, оформленным под влиянием мошенников?

В статье говорим, что предпринять, если вы попали на удочку мошенников и перевели свои деньги, в т. ч. и кредитные, на чужой счет, с которого моментально все было списано. Анализируя судебную практику, выясняем, что делать обманутому, какие заявления и куда писать, чем апеллировать. В частности, даем рекомендации по оспариванию кредитного договора с банком.