Эффективный контроль за корпоративной собственностью

Даже небольшие предприятия могут столкнуться с ситуацией «утечки» капиталов и потери собственности. Зачастую причина таких событий – в слабом контроле собственников. Поэтому в крупных компаниях с разветвленной структурой вопрос контроля за корпоративной собственностью стоит особенно актуально. Надо контролировать уже не только фирмы, являющиеся дочерними по отношению к своей компании, но и успевать отследить «дочек» своих «дочек». В статье анализируется распространенная схема «увода» капитала, а также способы борьбы с такой ситуацией.
В ходе развития бизнеса, как правило, усложняется структура акционерного капитала участника рынка. При этом важно не потерять контроль за «растекающимися» активами и номинально подконтрольными топ-менеджерами дочерних и дочерних по отношению к дочерним («внучатых») компаний. Практика показывает, что «увести» имущество через дочерние и «внучатые» компании не представляется сложным.

Приведем пример стандартной технологии вывода активов – передачи имущества от дочерних к «внучатым» компаниям с последующей «потерей» контроля над ними.

Пример 1

У открытого акционерного общества «Альфа», являющегося контролирующим акционером другого открытого акционерного общества (ОАО «Бэта»), возникла ситуация, когда материнская компания («Альфа») фактически утратила контроль над «внучкой» (ЗАО «Гамма»).

ОАО «Бэта», будучи единственным акционером ЗАО «Гамма», решением единоличного исполнительного органа, действующего от имени общего собрания акционеров ЗАО «Гамма», совершенно легитимно избирает членов совета директоров ЗАО «Гамма». При этом председателем совета директоров становится генеральный директор ОАО «Бэта», его заместителем – председатель совета директоров ОАО «Бэта». Остальные члены совета директоров ЗАО «Гамма», а также его единоличный исполнительный орган – генеральный директор – подконтрольный исключительно ОАО «Бэта» менеджмент.

В дальнейшем советом директоров ЗАО «Гамма» под благовидным предлогом огромной потребности в инвестициях принимается решение о выпуске дополнительной эмиссии ценных бумаг Общества и размещении их третьим лицам, приобретающим в результате контрольный пакет акций ЗАО «Гамма». Особенностью этой эмиссии было то обстоятельство, что на момент принятия соответствующими органами управления ЗАО «Гамма» решений, относящихся к процедуре выпуска и размещения ценных бумаг, два физических лица, представляя органы управления обеих компаний, принимали и контролировали все необходимые решения (см. Схему 1).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Доказательства направления судебных документов лицам, участвующим в деле

Одним из обязательных условий при подаче иска является приложение к нему документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления. Какие варианты подтверждения отправки документов можно приложить при отправке нарочным, курьерской службой или «Почтой России»? По какому адресу направлять документы участнику дела? Обязана ли получающая документы организация поставить отметку о поступлении документа? Какие реквизиты должна содержать такая отметка? Что делать, если в суде отказываются принимать исковое заявление?

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Оспаривание соглашений об алиментах и разделе имущества при банкротстве

Говорим про основания оспаривания таких соглашений и судебную практику по признанию их недействительными. В частности, узнаете, чем закончилось дело, когда спустя 20 лет после расторжения брака финансовый управляющий, ссылаясь на неравный раздел имущества между супругами, включил квартиры, ранее отошедшие бывшей жене должника, в состав конкурсной массы. И как на практике кредиторам удалось признать недействительным соглашение об уплате алиментов, срок на оспаривание которого по ст. 61.2 закона о банкротстве был уже пропущен.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Что делать с кредитом, оформленным под влиянием мошенников?

В статье говорим, что предпринять, если вы попали на удочку мошенников и перевели свои деньги, в т. ч. и кредитные, на чужой счет, с которого моментально все было списано. Анализируя судебную практику, выясняем, что делать обманутому, какие заявления и куда писать, чем апеллировать. В частности, даем рекомендации по оспариванию кредитного договора с банком.