Обычаи делового оборота представляют собой широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством. Таких правил очень много. Но все ли из них можно считать обычаями? И как доказать, что обычай можно применить в конкретном случае? О том, каким образом в деловых отношениях могут использоваться обычаи делового оборота, вы узнаете из статьи.

Обычаи делового оборота применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В иных отношениях, в частности, с участием граждан-потребителей, их не используют.

Фрагмент документа

Ст. 5 ГК РФ

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Доказательство существования обычая

Сторона, ссылающаяся на обычай, обязана доказать его наличие и содержание. Если он не зафиксирован в каком-либо документе, его существование можно подтвердить любыми допустимыми способами, например, практикой во взаимоотношениях с контрагентом, которая может следовать из:

  • определенного порядка оформления документов (например, при приемке товара или результата работ);
  • деловой переписки сторон;
  • поведения сторон и т.д.

Судебная практика

Поставщик передал покупателю партию товара. Однако последний оплатил ее лишь частично. В суде он сослался на то, что надлежащие доказательства получения им продукции отсутствуют.

Поставщик, в свою очередь, представил суду счета-фактуры, товарные накладные, а также акт сверки взаиморасчетов, подписанный обеими сторонами и скрепленный печатями. Исследовав данные документы, арбитры пришли к выводу о том, что контрагенты на протяжении ряда лет применяли способ оформления приемки товара, при котором товарно-транспортные накладные и товарные накладные не содержали расшифровки фамилии лица, принявшего товар от имени покупателя. Кроме того, покупатель о фальсификации данных доказательств не заявлял, в связи с чем исковые требования были удовлетворены.

Кроме того, толкуя ст. 5 ГК РФ, суд отметил, что правило поведения должно быть сложившимся, то есть достаточно постоянным и определенным в своем содержании, применяться широко, а не иметь узкоспециальный характер. По очередности применения при правовом регулировании они стоят после законодательства РФ и договоров. Обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются при наличии пробела в гражданском законодательстве, который не восполняется соглашением сторон (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2010 по делу № А56-41497/2009).

Если же сторона, ссылающаяся на обычай, не в состоянии доказать его существование, в удовлетворении требований, скорее всего, будет отказано.

Судебная практика

Заказчик отказался от договора и потребовал от контрагента вернуть уплаченный аванс. Подрядчик возвращать деньги не стал, что послужило основанием для обращения заказчика в суд. Подрядчик вложил финансовые средства в подготовительные работы и хотел оставить за собой всю полученную от заказчика сумму. В суде он ссылался на сложившуюся между ним и заказчиком практику заключения однотипных сделок и на связанное с этим заблаговременное исполнение договора (несмотря на отсутствие утвержденного задания), считая, что это обычай делового оборота. Однако суд указал, что вложение подрядчиком финансовых средств в подготовительные работы для быстрого и качественного исполнения работ без предусмотренных договором утвержденного образца-эталона, согласованной сторонами спецификации и заявки заказчика не может быть расценено в качестве причиненных ему убытков, подлежащих возмещению. Поскольку подрядчик не доказал существование обычая, суд взыскал с него задолженность (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2006 по делу № А82-9693/2005-36).

В другом деле заказчик настаивал на том, что исполнитель обязан был согласовать с ним время и дату проведения работ перед тем, как приступить к их выполнению, хотя в договоре между ними такая обязанность предусмотрена не была, но вытекала из обычаев делового оборота. Однако представить доказательств того, что при проведении работ по этому и другим договорам были случаи, когда исполнитель предварительно уведомлял о дате и времени их проведения, заказчику не удалось. Поэтому в удовлетворении его требований было отказано. У суда отсутствовали основания считать, что обязанность исполнителя уведомлять заказчика об этапах проведения работ вытекала из обычаев делового оборота (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2008 по делу № А57-4756/07-44).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Советы покупателю и продавцу при купле-продаже бизнеса

Купля-продажа бизнеса – всегда непростая сделка. Разбираем вопросы, в обязательном порядке подлежащие согласованию сторонами, по которым должна быть закреплена «дорожная карта» для их решения на случай, если после исполнения сделки возникнут ситуации, влияющие на взаимные обязательства и требования сторон. Выделяем показатели, которые могут оказать существенное воздействие на стоимость бизнеса (явные, скрытые и вероятные). Объясняем, какие заверения при оформлении сделки следует сделать покупателю и продавцу, чтобы снизить риски оспаривания сделки, чем грозит их нарушение и что для покупки бизнеса будет означать поворот исполнения сделки (в т. ч. при приобретении группы компаний), как может помочь опцион на заключение договора. Наши рекомендации применимы для сделок купли-продажи долей ООО и акций АО.

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Доказательства направления судебных документов лицам, участвующим в деле

Одним из обязательных условий при подаче иска является приложение к нему документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления. Какие варианты подтверждения отправки документов можно приложить при отправке нарочным, курьерской службой или «Почтой России»? По какому адресу направлять документы участнику дела? Обязана ли получающая документы организация поставить отметку о поступлении документа? Какие реквизиты должна содержать такая отметка? Что делать, если в суде отказываются принимать исковое заявление?

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Что делать с кредитом, оформленным под влиянием мошенников?

В статье говорим, что предпринять, если вы попали на удочку мошенников и перевели свои деньги, в т. ч. и кредитные, на чужой счет, с которого моментально все было списано. Анализируя судебную практику, выясняем, что делать обманутому, какие заявления и куда писать, чем апеллировать. В частности, даем рекомендации по оспариванию кредитного договора с банком.