Реформирование Гражданского кодекса РФ продолжается. Последним на сегодня пакетом поправок фактически переписана глава 4 «Юридические лица». Так, из Гражданского кодекса РФ исключаются не применяемые на практике виды юридических лиц, вводятся новые организационно-правовые формы, допускается назначение сразу нескольких директоров, появляется возможность использования так называемых «типовых уставов». Узнаем об этих и других важных нововведениях.
Как и ожидалось, ГК РФ реформируется не целиком, а частями: изменения вносятся в отдельные блоки. Участникам гражданского оборота такое положение вещей только на руку, поскольку они имеют больше времени, чтобы постепенно, по мере принятия поправок, подготовиться к изменениям. Не стала исключением и глава о юридических лицах, в которую недавно были внесены изменения, играющие важную роль для всего бизнес-сообщества. Большинство новшеств вступает в силу с сентября текущего года, поэтому ознакомиться с ними необходимо заранее. Впрочем, некоторые изменения действуют уже сейчас. Но обо всем по порядку.
Итак, 1 сентября 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Он вносит существенные изменения и дополнения в действующее законодательство о юридических лицах.
Закон № 99-ФЗ уточняет порядок реорганизации и ликвидации компаний, исключает давно устаревшие и не применяемые на практике виды организаций (в частности, общество с дополнительной ответственностью), добавляет новые виды (казачьи общества и общины малочисленных народов), расширяет полномочия арбитражного управляющего в части управления имуществом, допускает наличие в компаниях сразу двух директоров и многое другое.
Корпоративные и унитарные организации
Закон № 99-ФЗ ввел деление юридических лиц на унитарные (в которых учредители не имеют членства) и корпоративные (где учредители имеют членство и формируют высший орган управления).
К числу унитарных организаций относятся:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.
Корпоративными организациями (корпорациями) являются:
- хозяйственные товарищества и общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
- общины коренных малочисленных народов РФ.
Закон № 99-ФЗ отменил деление акционерных обществ на открытые и закрытые и ввел классификацию компаний на публичные и непубличные. Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества теперь будут именоваться непубличными компаниями, а бывшие ОАО, соответственно, станут публичными (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Публичным признается общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах.
В компаниях можно будет образовать коллегиальный орган управления (не путать с коллегиальным исполнительным органом!). Его можно назвать, например, наблюдательным советом. Он будет контролировать деятельность исполнительных органов и выполнять иные функции, возложенные на него законом или уставом (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).
Вместе с тем до внесения изменений в устав общества необходимо дождаться изменений в специальные законы о хозяйственных обществах.
Наиболее неудобным изменением стало требование обязательного удостоверения нотариусом или регистратором принятых корпоративных решений в непубличных АО, а в публичных – удостоверение регистратором (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Для ООО в уставе можно будет предусмотреть требование об обязательном подписании решений всеми участниками.
Вклад в уставный капитал
В оплату уставного капитала компаний можно вносить деньги, а также неденежный вклад, но он подлежит обязательной оценке независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
В ст. 66.1 ГК РФ расширен перечень объектов, которые могут быть внесены в качестве вклада в имущество компании. Вкладом могут быть:
- денежные средства;
- вещи;
- доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ;
- государственные и муниципальные облигации;
- подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам.
Типовой устав
При первичной регистрации компании в связи с ее созданием теперь можно будет использовать типовые уставы, формы которых будет утверждать ФНС России. В такие уставы не будут включаться сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Но эти сведения будут отражены в ЕГРЮЛ.
Поскольку при регистрации компания сможет использовать типовой устав, данные сведения будут подаваться в виде заявления о регистрации компании и отражаться в выданных компании документах.
Использование типового устава без указания конкретных сведений можно назвать удобным. Дело в том, что при изменении сведений о компании представлять измененный устав на регистрацию уже не потребуется.
Регистрация компании
Нельзя не сказать еще об одном важном нововведении. Оно касается права представлять документы на регистрацию в отношении компании не только заявителем, но и его представителем по нотариальной доверенности. А если заявитель сам подает документы на регистрацию, то нотариальное удостоверение его подписи на заявлении не требуется. Достаточно простого проставления подписи с представлением регистратору оригинала документа, удостоверяющего личность. Эти изменения касаются случаев регистрации компании при создании. Нововведения предусмотрены Федеральным законом от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и вступили в силу уже 5 мая 2014 г.
Если заявитель лично подает заявление на регистрацию, то подпись в нем он проставляет непосредственно в налоговой инспекции, чтобы регистратор мог убедиться в его действительном волеизъявлении. Если в составе пакета документов есть нотариальная доверенность (или ее нотариальная копия) на право подачи заявления представителем, то впоследствии, при получении документов, она уже не будет нужна. Об этом сказано в письме ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238.
Фирма одна, директоров – несколько
В компании теперь могут быть сразу несколько директоров. Они могут действовать совместно или независимо друг от друга. Но в любом случае сведения о наличии двух директоров должны содержатся в учредительных документах компании (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Информация о каждом из них включается в ЕГРЮЛ. В зависимости от положений учредительных документов договоры сможет подписывать любой из директоров (если полномочия по уставу есть у каждого) или кто-то конкретно (когда по уставу только один из директоров получает такое право).
Такая ситуация возможна в случае, если, к примеру, в компании есть два акционера (участника) с 50% акций (долей) у каждого и при этом они не смогли договориться о кандидатуре директора. Такая конструкция корпоративного управления довольно удобна, однако она не снимает риск возможного конфликта интересов.
Ответственность органов управления
В ст. 53.1 ГК РФ теперь закреплены общие условия привлечения к ответственности:
- органов управления и иных лиц, имеющих право действовать от имени компании в силу закона или учредительных документов;
- лиц, фактически контролирующих деятельность компании.
Так вот, эти лица должны действовать в интересах организации добросовестно и разумно и отвечать за причиненные по их вине убытки.
В законе не уточняется, какие лица могут фактически контролировать деятельность компании. Поэтому наличие или отсутствие такого контроля в каждом конкретном случае определяется с учетом всех обстоятельств дела (например, фактический контроль через согласование сделок компании лицом, не являющимся ее формальным владельцем).
Юридический адрес
В ст. 54 ГК РФ закреплена обязанность при указании места нахождения компании (юридического адреса) уточнять наименование соответствующего населенного пункта (муниципального образования). При этом на организацию возлагается риск неполучения юридически значимых сообщений по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ.
Однако если у контрагента такой компании есть информация о наличии у нее иных адресов (в частности, из договора, переписки и т.д.), то сообщения лучше всего направлять по всем известным адресам. В случае спора это будет однозначно свидетельствовать о добросовестности контрагента, который предпринял все разумные и зависящие от него меры по извещению.
Правоспособность юридического лица
Закон № 99-ФЗ уточнил содержание правоспособности юридического лица. В п. 3 ст. 49 ГК РФ включено положение о том, когда возникает и прекращается право юридического лица осуществлять деятельность, требующую лицензию, членства в саморегулируемой организации или получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ.
Такое право возникает с момента:
- получения лицензии или в указанный в ней срок;
- вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Прекращается данное право при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Оспаривание сделок
Статья 65.2 ГК РФ закрепляет право участника корпорации оспаривать совершенные ею сделки с обязательным уведомлением об этом других участников, которые вправе присоединиться к предъявленному иску. Если они этого не сделают, то потеряют вправо обращаться в суд с тождественными требованиями.
Такое регулирование, безусловно, ограничит права участников, однако позволит оградить компанию от необходимости участия в одинаковых, по сути, процессах с одними и теми же требованиями. Кроме того, новые правила позволят разгрузить суды.
Возврат долей (акций)
Важным нововведением является закрепление права участника коммерческой корпорации, утратившего права участия в ней из-за неправомерных действий других участников или третьих лиц, требовать возвращения ему доли участия с выплатой компенсации, а также с возмещением убытков за счет виновных лиц (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ).
Однако суд может отказать в возвращении доли, если это приведет к несправедливому лишению прав участия иных лиц или повлечет крайне негативные последствия. В этом случае лица, виновные в утрате доли участия, должны выплатить пострадавшему справедливую компенсацию (ее размер определяет суд).
Введение данных норм является важной гарантией интересов пострадавших владельцев бизнеса, которых могут незаконно лишить принадлежащих им акций или долей. Отметим, что ранее в судебной практике правовая защита в таких случаях предоставлялась в рамках общих норм о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ).
Пока же в случае незаконного лишения владельца принадлежащих ему долей или акций он вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении корпоративного контроля. Он может использовать такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ). В рамках этого способа пострадавший владелец бизнеса вправе оспаривать, к примеру, записи в ЕГРЮЛ, внесенные на основании подложных документов, может требовать восстановления прежних записей и т.д.
В любом случае владельцы бизнеса, незаконно лишенные корпоративного контроля при оформлении подложных документов, могут, не оспаривая все последовательно совершенные незаконные сделки, предъявить иск к конечному приобретателю, к которому перешли принадлежащие доли или акции.
Лицо, действовавшее в качестве директора, дало поручение на списание акций компании в пользу двух организаций. В дальнейшем пакеты акций были раздроблены и переданы еще нескольким компаниям, а спустя некоторое время – повторно перераспределены. В итоге акции компании, незаконно списанные с ее счета, вошли в совокупный пакет акций сразу трех организаций.
Компания, ссылаясь на то, что права на акции были утрачены по распоряжению неуполномоченного лица и вопреки ее воле, обратилась в суд. Она просила истребовать акции из незаконного владения каждой из трех организаций. При рассмотрении этого дела суд отметил следующее.
Сложившаяся арбитражная практика допускает предъявление требований о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги, которые по аналогии закона подлежат рассмотрению по правилам ст. 301 и 302 ГК РФ (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 № 33 «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций»).
Первоначальное списание акций производилось неуполномоченным лицом, поскольку у него отсутствовали полномочия директора компании. Акции компании смешались с другими аналогичными акциями, которые ответчики в это же время получили от иных лиц. Затем пакеты смешанных акций дробились и с ними совершались параллельные сделки. Это, в свою очередь, привело к невозможности точного определения количества акций компании, поступивших каждому ответчику.
В ходе судебного разбирательства было установлено совершение группой недобросовестных лиц взаимосвязанных сделок по передаче прав на акции компании (в частности, участники сделок были аффилированными за счет родственных и иных связей участников, во всех анкетах и передаточных распоряжениях всегда указывались контактные данные одного и того же лица).
Это, по мнению суда, переносит на ответчиков бремя опровержения довода об их недобросовестности. Именно ответчики должны были доказывать, что акции отчуждались добросовестно. Однако сделать это они не смогли, в связи с чем суд удовлетворил требования истца (постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 14989/11 по делу № А21-2060/2006).
Некоммерческие организации
Отдельные изменения внесены в положения ГК РФ, касающиеся некоммерческих организаций.
Закон № 99-ФЗ уточнил и дополнил перечень некоммерческих организаций, куда теперь также входят (п. 3 ст. 50 ГК РФ):
- публично-правовые компании;
- автономные некоммерческие организации;
- казачьи общества (внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, – ст. 123.15 ГК РФ);
- общины коренных малочисленных народов (добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку для защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, – ст. 123.16 ГК РФ);
- товарищество собственников недвижимости, включая ТСЖ;
- торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
- органы общественной самодеятельности;
- территориальные общественные самоуправления и др.
Теперь некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности (за исключением казенного и частного учреждений), должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (п. 5 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент он составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Наибольшее удивление вызывают две новые организационно-правовые формы унитарных некоммерческих организаций – общины коренных малочисленных народов и казачьи общества. И те и другие могут быть преобразованы в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 2 ст. 123.15 и п. 3 ст. 123.16 ГК РФ), в связи с чем не совсем понятно, почему их нельзя было сразу «укомплектовать» именно в эти формы. Тем более что автономная некоммерческая организация в данной ситуации, на наш взгляд, наиболее удобна: из нее всегда можно выйти, учредителям не нужно отвечать по обязательствам да и предпринимательской деятельностью она заниматься может (ст. 123.24 ГК РФ).
Однако законодатель, видимо, решил пойти по пути увеличения количества юридических лиц, не вдаваясь в оценку необходимости новых организационно-правовых форм.