Формально стороны договора и процесса являются свободными и равноправными. Однако на практике они редко бывают равны. Чаще всего стороны имеют разные статус, имущественное положение, квалификацию, позиции на рынке и т.д. Классический пример – отношения между компанией и гражданином-покупателем, который находится «под крылом» законодательства о защите прав потребителей. Разберемся, какую сторону в том или ином случае можно считать слабой и какие поблажки предоставляет ей законодатель.
Имущественные отношения должны базироваться на идеях добросовестности, взаимной честности и уважении участников сделок, поддерживая эффективную экономику и добросовестную конкуренцию. Поэтому проблемы, связанные с защитой слабой стороны, которая по объективным причинам оказалась в невыгодном положении по сравнению со своим контрагентом, являются особенно актуальными. В данной статье расскажем о том, в каких случаях хозяйствующий субъект выступает как слабая сторона, и – главное – как он может защитить свои права.
Участники делового оборота по-разному воздействуют на установление и развитие договорных отношений с контрагентами в зависимости от своего профессионального статуса, материального положения и других обстоятельств. Во многих случаях стороны находятся в экономически или статусно неравном положении. Бывает, что один из участников вовсе лишен возможности влиять на формирование условий договора и на исполнение обязательств контрагентом. Это происходит потому, что у слабой стороны по сравнению с контрагентом значительно меньший запас организационных, материальных, профессиональных, информационных и других ресурсов, имеющих значение для реализации и защиты своих прав.
Поэтому другая – сильная – сторона может диктовать свою волю, навязывать условия или создавать для себя различные преимущества. Возможно, эта сторона юридически грамотнее и опытнее, поэтому может недобросовестно воспользоваться таким преимуществом.
Неравенство сторон наблюдается в следующих правоотношениях:
- с монополистами;
- с публично-правовыми образованиями. Государство, субъекты Федерации или муниципальные образования могут на равных вступать в правоотношения с юридическими и физическими лицами. Но в практике очень часто публично-правовые образования имеют какие-либо преимущества. Например, при размещении госзаказа потенциальный поставщик фактически не в силах повлиять на условия предлагаемого договора;
- по поводу получения денежных средств (например, кредитные договоры);
- при специфичности деятельности компании (например, контрактация);
- в иных случаях, когда условия договора явно обременительны для слабой стороны и существенным образом нарушают баланс интересов сторон (постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», далее – Постановление № 16).
Фактическое и юридическое равенство сторон
Если установить формальное юридическое равенство и наделить всех одинаковыми правами, обязанностями и запретами, то фактическое неравенство усугубится, а у сильной стороны появится возможность злоупотреблять правом. В таком случае принципы свободного волеизъявления, свободы договора и равенства участников гражданских правоотношений (ст. 1 ГК РФ) работать не будут. Поэтому закон устанавливает правила, которые нивелируют фактическое неравенство и приближают контрагентов к действительному равенству. Другими словами, равенство обеспечивается установлением баланса интересов – справедливого юридического неравенства, адекватно уравновешивающего фактическое неравенство.
Выравнивание положения сторон возможно как увеличением объема прав одной стороны – слабого субъекта, так и ограничением прав, усилением гражданско-правовой ответственности или увеличением обязанностей другой – сильной – стороны. Например, устанавливается льготный порядок заключения, изменения или расторжения договора, ужесточается ответственность сильной стороны в обязательстве за его неисполнение (ненадлежащее исполнение) и, наоборот, ограничивается ответственность слабой стороны и т.п. В этой связи напомним, что гражданские права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В то же время степень защиты слабой стороны договорных отношений должна быть соразмерна последствиям использования сильной стороной договора слабости своего контрагента. Право на защиту слабого субъекта лишает сильную сторону возможности злоупотребить принципом договорной свободы. Таким образом, обе стороны в равной степени получают признание и защиту своих интересов.
Сегодня закон в основном защищает гражданина как слабую сторону в договоре, который заказывает (приобретает или использует) товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательством (преамбула Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Но слабой стороной часто оказывается хозяйствующий субъект по причине его повышенной заинтересованности в заключении договора, отсутствия достаточного опыта, полной информации относительно предмета деятельности контрагента по договору, предлагаемых товаров, работ и услуг и т.п.
Впервые на необходимость защиты экономически слабой стороны договора обратил внимание КС РФ в постановлении от 23.02.1999 № 4-П. Он пояснил, что нельзя ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон. Экономически слабой и зависимой стороне, которая нуждается в особой защите своих прав, должны предоставляться определенные преимущества, чтобы гарантировать соблюдение принципа равенства при осуществлении экономической деятельности. Этого требует и принцип конституционной свободы договора.
Для случаев, когда одна сторона вынуждена принимать условия, предложенные другой стороной, есть целый ряд институтов и средств, уравнивающих положение контрагентов. Среди них:
- запреты и императивные условия договора;
- нормы о договорах присоединения и о публичных договорах;
- принцип недопустимости злоупотребления правом;
- требования к раскрытию информации;
- положения антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей и т.д.
Публичный договор
Публичным считается договор, который в силу специфики своей деятельности обязан заключить хозяйствующий субъект – сильная сторона – с каждым, кто обратится за получением продаваемых им товаров, производимых работ или оказываемых услуг (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Публичный договор обычно заключается на основе публичной оферты, т.е. публичного приглашения (например, с помощью рекламы) к заключению договора неограниченного круга лиц (ст. 437 ГК РФ).
Положения ГК РФ, посвященные публичному договору, защищают любого клиента от:
- необоснованного отказа от заключения...