В прошлом номере мы осветили многочисленные изменения законодательства о юридических лицах, которые были внесены в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В развитие этой темы разберем вопросы, касающиеся реорганизации и ликвидации компаний в соответствии с новым законом.
Решение о реорганизации
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Однако для коммерческих организаций (ООО и АО) такой порядок не применим, поскольку в специальных законах решение данного вопроса отнесено к компетенции высшего органа управления (подп. 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», подп. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). А специальный закон имеет приоритет перед общей нормой п. 1 ст. 57 ГК РФ.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (к примеру, реорганизация в виде выделения с последующим присоединением к другой компании и с передачей части имущества).
Также может иметь место реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. Так, будет возможно:
- слияние или присоединение к одной компании сразу нескольких с последующим преобразованием в другое юридическое лицо;
- выделение одной компании из другой с последующим присоединением или слиянием выделившейся компании с иной организацией.
Вскоре полномочия по проведению реорганизации получит арбитражный управляющий в случае, если она не будет проведена в срок, установленный в решении уполномоченного органа (например, ФАС России, осуществляющей контроль за экономической концентрацией на российских рынках). С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица с правом подписания передаточного акта и подачи документов регистратору (п. 2 ст. 57 ГК РФ).
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения срока обжалования решения о реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Он составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ решения о начале процедуры реорганизации. Данная норма направлена на усиление защиты кредиторов реорганизуемой компании.
Передаточный акт
Дополнена ст. 59 ГК РФ о передаточном акте. Он должен содержать положения о:
- правопреемстве по всем обязательствам (включая оспариваемые) реорганизованной компании в отношении всех ее кредиторов и должников;
- порядке определения правопреемства в связи с изменением вида (состава, стоимости) имущества, возникновением (изменением, прекращением) прав и обязанностей реорганизуемой компании, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Данное нововведение направлено на урегулирование таких ситуаций, как выход участника из ООО после принятия решения о присоединении к другой компании, когда возникает необходимость выплаты ему действительной стоимости принадлежащей ему доли. Выход может произойти после составления передаточного акта, поэтому в нем необходимо предусмотреть порядок определения правопреемства на этот счет.
Правопреемник реорганизованного юридического лица отвечает по его обязательствам перед кредиторами даже в том случае, когда обязательства перед ним не были отражены в передаточном акте, в частности, если на момент его составления они не были выявлены, а сам кредитор о них не заявил (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 1995/11).
Составить передаточный акт можно, например, так, как показано в образце.