Информация об отзыве лицензии у того или иного банка появляется в СМИ чуть ли не ежедневно. И если мелким вкладчикам – физическим лицам бояться этого события не стоит, то для компании, у которой открыт счет в банке, после отзыва лицензии могут возникнуть серьезные проблемы. И первое, с чем сталкиваются компании, – зависшие платежи контрагентам или в бюджет. Поговорим о том, что может предпринять фирма, у которой открыт счет в проблемном банке.
В последнее время участились случаи отзывов лицензий у банков. Проводимая ЦБ РФ зачистка банковского сектора ставит перед компаниями вопрос защиты средств на своих счетах в банках. После отзыва лицензии деньги вернуть едва ли удастся, поскольку практически у всех закрываемых банков обнаруживают «дыры» в балансе и «рисованная» отчетность. Полностью исключить такой риск, конечно, нельзя, однако им можно научиться управлять, и мы расскажем о том, как это сделать.
Извещаем контрагента о смене реквизитов
Практически во всех договорах можно встретить условие об обязанности сторон уведомлять друг друга об изменении реквизитов. Это стандартное и, на первый взгляд, не очень важное условие стороны включают в заключительные и переходные положения договора и, как правило, забывают о его существовании.
Однако данный пункт договора имеет очень важное практическое значение, поскольку от него напрямую зависит риск утраты денег на счете в проблемном банке, у которого может быть отозвана лицензия. В зависимости от того, был ли плательщик по договору уведомлен об изменении платежных реквизитов получателя, решается вопрос о том, можно ли считать денежное обязательство исполненным. И этот момент при должной осмотрительности можно сразу оговорить в условиях сделки. Проще говоря – риск можно переложить на своего контрагента.
Уведомление о смене реквизитов направляется по факту изменений или заблаговременно. Стороны также могут установить определенный срок и порядок уведомления. При отсутствии специального указания на этот счет уведомление должно быть направлено в разумный срок до предполагаемых изменений. Контрагент должен иметь возможность подготовиться к ним.
В договор можно включить условие о том, что платеж, произведенный стороной по имеющимися у нее реквизитам, признается надлежащим (апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23.12.2014 по делу № 11-287/2014).
За неуведомление контрагента об изменении реквизитов можно предусмотреть неустойку, а также установить право второй стороны на расторжение договора. Сформулировать условие, обязывающее уведомлять о смене реквизитов, можно, например, так:
Стороны обязуются заблаговременно уведомлять друг друга о смене любых своих реквизитов, указанных в настоящем договоре, включая, но не ограничиваясь: сведениями о директоре, адресе, платежных реквизитах. При отсутствии иной информации стороны руководствуются имеющимися у них реквизитами. Риск использования неактуальных реквизитов в этом случае возлагается на ту сторону договора, которая вовремя не уведомила контрагента об изменениях.
Порядок уведомления
Уведомление о смене реквизитов можно направить по почте с описью вложения, факсом и даже по электронной почте, если такая возможность была согласована в договоре или если заинтересованная сторона сможет подтвердить, что использование электронной почты для этой цели – обычная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2010 по делу № А56-3323/2010).
При направлении уведомления по почте необходимо использовать все известные адреса, указанные в ЕГРЮЛ, в договоре, в переписке, на сайте контрагента и др., чтобы в случае спора обосновать принятие всех разумных мер для извещения. Новые реквизиты следует также указать и в иных документах, которыми сопровождается исполнение сделки (товарные накладные, счета и др.).
Уведомление о смене платежных реквизитов может быть выражено в выставлении счета с указанием в нем новых реквизитов для оплаты. При наличии доказательств направления счета перечисление денежных средств по старым реквизитам не может считаться...