Как исключить риск подмены листов в договоре?

Практика показывает, что недобросовестные компании нередко подменяют листы договоров. Делается это для того, чтобы в случае спора принести в суд свой экземпляр с «правильными» условиями. Ничего не подозревающие контрагенты таких умельцев нередко сами готовят почву для подобных действий, не подписывая соглашение на каждой странице и скрепляя текст документа обычным степлером. Расскажем, как уберечься от подмены листов договора и какие аргументы приводить в суде, если это все же произошло.

Некоторые недобросовестные компании для получения преимуществ подменяют листы в договорах со своими контрагентами. Они рассуждают так: зачем тратить время на обсуждение условий соглашения, добиваться их изменения или исключения, приводить какие-то аргументы, чтобы переубедить партнера. Намного проще заменить листы в договоре и получить нужные условия одним махом. Расскажем, как не попасть в такую ситуацию и как себя защитить.

На практике листы договоров, заключаемых в простой письменной форме, просто скрепляют степлером и подписывают в самом конце (после реквизитов). Этот способ самый простой и удобный, поскольку требует меньше всего времени. Стороны могут оперативно подписать соглашение и начать работу, что очень важно, когда времени мало и объем договорной работы достаточно велик.

В ситуации, когда речь идет о небольших контрактах, такой подход может быть оправдан. Вряд ли кому-то из контрагентов придет в голову из-за незначительных сумм втихаря исправлять тест соглашения.

Другое дело, если контракт крупный, представляет особую значимость для контрагентов, и от его условий зависит само существование бизнеса. Здесь контрагенты могут решиться на подлог или обычную хитрость, первыми подписав оба экземпляра соглашения с выгодными для себя условиями и подсунув их доверчивому партнеру, который не перечитывает текст договора.

Случай из практики

Нам известен случай, когда невнимательные юрист и директор компании были лишены премий за допущенные упущения в работе. Фирма предоставляла нежилые помещения в аренду, и в ее типовом договоре был предусмотрен обеспечительный платеж. Он гарантировал внесение платежей арендатором. Договор содержал условие о том, что в случае его расторжения по инициативе арендатора обеспечительный платеж ему не возвращается. Один из арендаторов первым подписал договор и частицу «не» из этой фразы исключил. В итоге обеспечительный платеж ему пришлось вернуть.

Таким образом, договор лучше подписывать на каждой странице или прошивать. А если таких возможностей нет, то тщательно вычитывать текст соглашения. Даже если контрагент будет торопить с подписанием (например, с уже подписанными экземплярами нагрянет к вам в офис), нужно сначала все тщательно посмотреть. Как гласит народная мудрость, спешка уместна только при ловле блох.

Как оформить договор?

Простое скрепление листов степлером имеет очень существенный недостаток: листы могут быть попросту подменены контрагентом. Конечно, даже прошитый договор можно расшить, подменить в нем листы. Есть такие умельцы. Кто-то даже мастерски умеет расположить текст на подмененном листе таким образом, что на первый взгляд подмена будет незаметна. Определить фальшивку сможет только эксперт. Поэтому повторим, что любой серьезный контракт на крупную сумму целесообразно подписывать на каждой странице.

Отметим, что закон не обязывает ставить автографы на каждой странице или прошивать договор (постановление ФАС Московского округа от 26.10.2010 № КГ-А40/12560-10). Но такая мера позволит стороне эффективно защитить свои права. Во избежание подмены листов в договоре их, конечно, можно прошивать, однако это потребует дополнительных трудозатрат. Но и в прошитом договоре, как мы уже упоминали, листы все равно можно заменить, просто расшив документ и сшив его заново.

Оптимальный вариант – подписать договор на каждой странице. Тем более, что особой сложности не...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Советы покупателю и продавцу при купле-продаже бизнеса

Купля-продажа бизнеса – всегда непростая сделка. Разбираем вопросы, в обязательном порядке подлежащие согласованию сторонами, по которым должна быть закреплена «дорожная карта» для их решения на случай, если после исполнения сделки возникнут ситуации, влияющие на взаимные обязательства и требования сторон. Выделяем показатели, которые могут оказать существенное воздействие на стоимость бизнеса (явные, скрытые и вероятные). Объясняем, какие заверения при оформлении сделки следует сделать покупателю и продавцу, чтобы снизить риски оспаривания сделки, чем грозит их нарушение и что для покупки бизнеса будет означать поворот исполнения сделки (в т. ч. при приобретении группы компаний), как может помочь опцион на заключение договора. Наши рекомендации применимы для сделок купли-продажи долей ООО и акций АО.

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Доказательства направления судебных документов лицам, участвующим в деле

Одним из обязательных условий при подаче иска является приложение к нему документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления. Какие варианты подтверждения отправки документов можно приложить при отправке нарочным, курьерской службой или «Почтой России»? По какому адресу направлять документы участнику дела? Обязана ли получающая документы организация поставить отметку о поступлении документа? Какие реквизиты должна содержать такая отметка? Что делать, если в суде отказываются принимать исковое заявление?

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Что делать с кредитом, оформленным под влиянием мошенников?

В статье говорим, что предпринять, если вы попали на удочку мошенников и перевели свои деньги, в т. ч. и кредитные, на чужой счет, с которого моментально все было списано. Анализируя судебную практику, выясняем, что делать обманутому, какие заявления и куда писать, чем апеллировать. В частности, даем рекомендации по оспариванию кредитного договора с банком.