Top.Mail.Ru

Подводные камни договора перевозки груза

Едва ли найдется много компаний, которые никогда не пользовались услугами перевозчиков. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора, между грузоотправителями и перевозчиками возникает немало споров. И в первую очередь они касаются ответственности перевозчика. Расскажем, что должен сделать грузоотправитель, чтобы ответственность перевозчика была максимальной и неотвратимой.

Договоры перевозки очень распространены в деловой практике. Страна у нас большая, и чтобы товар попал из точки А в точку Б, кто-то должен его туда доставить. В связи с тем, что эта сфера деятельности очень специфична, компании далеко не всегда осознают возможные риски. В статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки тех, кто пользуется услугами транспортных компаний, и предложим возможные варианты выхода из сложных ситуаций.

Суть договора перевозки груза очень проста. Одна сторона (перевозчик) за плату обязуется переместить груз, принадлежащий другой стороне (отправителю), из одного места в другое. Кажется, все просто. Но объяснение такой простоте только одно: это общее понятие для очень большого числа специфических отношений. Недаром же перевозка - это единственный вид гражданско-правовых договоров, для регулирования которого используются целые кодексы1, специальные уставы2 и другие законы3.

Перевозка и экспедиция

О сложности отношений, возникающих в ходе перевозки, говорит еще и выделение законодателем отдельного вида договоров - транспортной экспедиции. Хотя для многих компаний на практике это не два разных вида договоров, а единый блок отношений с перевозчиком. И здесь нет ничего удивительного, ведь транспортная экспедиция представляет собой комплексное отношение.

Фрагмент документа

Абзац 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В рамках договора экспедитор может оказывать следующие услуги:

  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • отправить, получить, хранить груз;
  • получить документы, необходимые для экспорта или импорта;
  • выполнить таможенные формальности;
  • проверить количество и состояние груза;
  • погрузить и выгрузить груз;
  • перечислить пошлины, сборы и другие платежи.

Надо сказать, что отправители, не до конца представляя специфику перевозок, совершают очень дорогостоящие ошибки. Большая их часть связана с отсутствием внимания к заполнению сопроводительных документов.

Ответственность перевозчика

По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза в течение всего времени перевозки (ст. 796 ГК РФ). Единственное исключение из этого правила - утрата, недостача или повреждение (порча) груза из-за обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранить.

При этом правила об ответственности перевозчика имеют свою специфику. По сути, закон ограничил его ответственность только прямым ущербом, причиненным утратой или повреждением груза. В то время как по общему правилу возмещению подлежат убытки в полном объеме, включая как прямые расходы, так и упущенную выгоду (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Перевозчик обязан компенсировать (п. 2 ст. 796 ГК РФ):

  • стоимость недостающего груза (если он полностью или частично утрачен);
  • сумму, на которую понизилась стоимость груза (если он поврежден или испорчен). При невозможности восстановления поврежденного груза компенсируется его полная стоимость;
  • объявленную стоимость груза (если утрачен груз, сданный к...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Публичные сервисы для проверки контрагентов

У вашего потенциального контрагента может быть красивый сайт, офис в центре города и представитель в дорогом костюме. По факту же картина может быть совсем иной: за аренду офиса скопился большой долг, директор в бегах, а у представителя нет надлежащих полномочий на подписание договора. Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми. Например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета или признать понесенные по сделкам с данным партнером расходы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. По мнению ФНС России, задача добросовестного налогоплательщика – ​самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел. В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ведомство рекомендовало налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности пользоваться общедоступными электронными сервисами. В этой статье познакомим вас с сервисами, в которых можно проверить сведения о госрегистрации организации (ИП), полномочия представителей, является ли адрес регистрации массовым, а также финансовое состояние, наличие налоговой задолженности, судебных взысканий и др. В вашем распоряжении будут ссылки на 19 сервисов и детальные инструкции, как ими пользоваться.

Параллельный импорт в условиях санкций

Параллельный импорт представляет собой ввоз из-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения. До недавнего времени в нашей стране он не был разрешен, и правообладатель, товарным знаком которого был маркирован товар, был вправе защищать свои интеллектуальные права, правда, далеко не всеми возможными способами. Однако в конце марта 2022 года Правительство России для защиты интересов страны и в ответ на международные санкции частично сняло строгие запреты. Расскажем, что такое параллельный импорт, как он происходил ранее и по каким правилам он теперь осуществляется.

Как составить досье контрагента

Любой юрист может столкнуться с необходимостью собрать досье на контрагента, а руководитель – организовать этот процесс. Какие документы для снижения рисков обычно запрашивают перед заключением сделки? Как они должны быть заверены? Как фиксировать отказ предоставить часть (или все) документы в досье контрагента, чтобы объяснить их отсутствие? Какие еще сведения можно собирать в досье и сколько их потребуется хранить? Рассказываем также об ограничениях, связанных с конфиденциальностью некоторых из собираемых сведений. Даем совет, как можно «мягко» установить личность явившегося на переговоры человека, если прямо просить его продемонстрировать паспорт неудобно.

ОСАГО: ТОП-4 проблем потерпевших в ДТП

Попасть в ДТП не хочет никто. Но мало кому удается избежать этой участи. Конечно, большинство аварий обходятся без тяжелых последствий. Вот только с учетом сегодняшних цен на автозапчасти даже небольшое ДТП часто оборачивается невероятно дорогим ремонтом. Дисциплинированных водителей от финансовых затрат должно защищать ОСАГО. Но это в теории. А на практике потерпевшие автомобилисты сталкиваются со множеством проблем. Поговорим о самых распространенных трудностях, а главное – ​о способах их решения. Дадим образцы досудебной претензии о компенсации ущерба, причиненного ДТП, и иска в суд, а также отдельный вариант формулировки для иска на случай, если страховая компания компенсировала часть ущерба.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.