Подводные камни договора перевозки груза

Едва ли найдется много компаний, которые никогда не пользовались услугами перевозчиков. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора, между грузоотправителями и перевозчиками возникает немало споров. И в первую очередь они касаются ответственности перевозчика. Расскажем, что должен сделать грузоотправитель, чтобы ответственность перевозчика была максимальной и неотвратимой.

Договоры перевозки очень распространены в деловой практике. Страна у нас большая, и чтобы товар попал из точки А в точку Б, кто-то должен его туда доставить. В связи с тем, что эта сфера деятельности очень специфична, компании далеко не всегда осознают возможные риски. В статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки тех, кто пользуется услугами транспортных компаний, и предложим возможные варианты выхода из сложных ситуаций.

Суть договора перевозки груза очень проста. Одна сторона (перевозчик) за плату обязуется переместить груз, принадлежащий другой стороне (отправителю), из одного места в другое. Кажется, все просто. Но объяснение такой простоте только одно: это общее понятие для очень большого числа специфических отношений. Недаром же перевозка - это единственный вид гражданско-правовых договоров, для регулирования которого используются целые кодексы1, специальные уставы2 и другие законы3.

Перевозка и экспедиция

О сложности отношений, возникающих в ходе перевозки, говорит еще и выделение законодателем отдельного вида договоров - транспортной экспедиции. Хотя для многих компаний на практике это не два разных вида договоров, а единый блок отношений с перевозчиком. И здесь нет ничего удивительного, ведь транспортная экспедиция представляет собой комплексное отношение.

Фрагмент документа
Абзац 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В рамках договора экспедитор может оказывать следующие услуги:

  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • отправить, получить, хранить груз;
  • получить документы, необходимые для экспорта или импорта;
  • выполнить таможенные формальности;
  • проверить количество и состояние груза;
  • погрузить и выгрузить груз;
  • перечислить пошлины, сборы и другие платежи.

Надо сказать, что отправители, не до конца представляя специфику перевозок, совершают очень дорогостоящие ошибки. Большая их часть связана с отсутствием внимания к заполнению сопроводительных документов.

Ответственность перевозчика

По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза в течение всего времени перевозки (ст. 796 ГК РФ). Единственное исключение из этого правила - утрата, недостача или повреждение (порча) груза из-за обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранить.

При этом правила об ответственности перевозчика имеют свою специфику. По сути, закон ограничил его ответственность только прямым ущербом, причиненным утратой или повреждением груза. В то время как по общему правилу возмещению подлежат убытки в полном объеме, включая как прямые расходы, так и упущенную выгоду (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Перевозчик обязан компенсировать (п. 2 ст. 796 ГК РФ):

  • стоимость недостающего груза (если он полностью или частично утрачен);
  • сумму, на которую понизилась стоимость груза (если он поврежден или испорчен). При невозможности восстановления поврежденного груза компенсируется его полная стоимость;
  • объявленную стоимость груза (если утрачен...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора

В законодательстве нет точных формул расчета убытков за некачественное выполнение обязательств по договору. Еще во Временной методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров (приложенной к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990), отмечалось, что удовлетворяемость исков о возмещении убытков значительно ниже, чем по другим категориям споров. Это объяснялось трудностью доказывания размера убытков. В рамках этой методики и была принята первая и единственная попытка дать легальный свод формул расчета убытков. Однако не все положения документа применимы в современной рыночной экономике. Вместе с тем судебная практика уже сформировала способы (подходы) расчета убытков. В статье рассказываем, каковы на сегодняшний день общие правила расчета убытков, как суметь доказать их размер. Приводим различные способы расчета реального ущерба, упущенной выгоды и убытков, связанных с замещающей сделкой, а также так называемых абстрактных убытков.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.