Франчайзинг, который в России принято называть коммерческой концессией, подразумевает передачу от правообладателя пользователю комплекса исключительных прав (в первую очередь – товарного знака или знака обслуживания) для использования в коммерческой деятельности. Выгода сторон очевидна. Пользователь выходит на рынок под известным брендом и использует деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя. Правообладатель же повышает узнаваемость своего бренда и продвигает его на рынке. Узнаем, каковы существенные условия договора франчайзинга, какие еще пункты в него желательно включить, чем он отличается от других видов соглашений и что будет, если переход прав к пользователю не зарегистрировать в Роспатенте.
Франчайзинг – это способ расширения
бизнеса путем предоставления товарного знака, а вместе с ним
и методики (системы) работы на рынке. Франчайзинговые сети
функционируют под одним брендом и выпускают (оказывают) одинаковые
товары (услуги). В России франчайзинг существует не столь давно,
но уже набрал немалую популярность, начиная от сети
«Макдональдс» до небольших бутиков в итальянском стиле
и французских пекарен. Это хорошая стартовая площадка для малого
и среднего бизнеса.
Преимущества франчайзинга на первый взгляд очевидны. Пользователь
франшизы получает готовые технологии, проверенные временем, а также
право использовать товарный знак правообладателя. Выход на рынок под
известной торговой маркой, помощь правообладателя в обучении
и организации производства значительно понижают уровень
предпринимательских рисков. Кроме того, в период действия договора
обеспечивается информационное сопровождение: можно получать консультации
по вопросам выбора и эксплуатации оборудования, системы
бухучета, особенностей налогообложения и т.д. В итоге
у пользователя снижаются производственные затраты и повышается
эффективность предприятия.
Казалось бы, такой формат сотрудничества обещает выгоду обеим
сторонам, особенно если пользователь франшизы – новичок
в бизнесе и нуждается в советах «опытного товарища».
Но все ли так хорошо на самом деле? Чтобы не попасть
в ловушку, нужно тщательно изучить эту форму сотрудничества
с юридической стороны.
Разберемся с понятиями
В решении от 20.12.2013 по делу
№ А55-16608/2013 Арбитражный суд Самарской области, ссылаясь
на словарь 1,
приводит следующее определение: «Франчайзинг – смешанная форма
крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные
корпорации, “родительские” компании (франчайзеры) заключают договор
с мелкими фирмами, “дочерними” компаниями, бизнесменами (франчайзи)
на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом
мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме,
предписанной “родительской” фирмой, в течение определенного времени
и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется
снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие
в бизнесе».
Сам термин происходит от англ. Franchising, который в свою
очередь имеет французские корни – фр. franchise – льгота,
привилегия, освобождение от налога, взноса. Но в российском
праве он не закреплен. Его аналогом выступает договор коммерческой
концессии, который можно назвать одной из самых юридически сложных
сделок с интеллектуальной собственностью. Отношения сторон
по нему регулирует глава 54 ГК РФ.
Определение договора коммерческой концессии дано в ст. 1027
ГК РФ.
Фрагмент документа
По договору коммерческой концессии одна сторона
(правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю)
за вознаграждение на срок или без указания срока право
использовать в предпринимательской деятельности пользователя
комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий
право на товарный знак, знак обслуживания, а также права
на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав,
в частности на коммерческое обозначение, секрет производства
(ноу-хау).
Как видно, договор коммерческой концессии предусматривает использование
целого комплекса исключительных прав и, кроме того, деловой
репутации, коммерческого опыта (методики продаж) франчайзера (п. 2
ст. 1027 ГК РФ).
Существенные условия
К существенным условиям договора относятся (решение Арбитражного
суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017
по делу № А56-30337/2017):
1) состав и объем комплекса исключительных прав (п. 1 и 2
ст. 1027 ГК РФ). В него входят права:
- на товарный знак или знак обслуживания (обязательно!) –
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда
от 24.10.2016 по делу № А84-581/2016;
- на любой другой объект, указанный в ст. 1225 ГК РФ:
ноу-хау, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные
образцы и т.д. (при необходимости). Исключением являются фирменное
наименование и наименование места происхождения товара, права
на которые запрещено передавать другому лицу (п. 2
ст. 1474, п. 4 ст. 1519 ГК РФ);
2) сфера предпринимательской деятельности пользователя: продажа товаров
(полученных от правообладателя или произведенных пользователем),
выполнение работ, оказание услуг (п. 2 ст. 1027 ГК РФ);
3) размер вознаграждения правообладателя (ст. 1030 ГК РФ):
- единовременный фиксированный платеж;
- периодические платежи (роялти);
- процент от выручки или объема продаж и т.п.
Чаще франчайзи должен уплатить фиксированный платеж при заключении
договора и роялти в дальнейшем.
Если существенные условия не согласованы, договор считается
незаключенным.
В спорном договоре субконцессии не было пунктов
о предмете и о других существенных условиях. Стороны
не обозначили комплекс (или хотя бы его часть), подлежащий
передаче. Сумма вознаграждения также не была согласована.
Суд вполне ожидаемо признал такой договор незаключенным
(постановление ФАС Московского округа от 22.01.2013
№ Ф05-14783/2012 по делу № А40-105978/11-134-333).
В договоре нужно не только указать объекты,
но и конкретизировать их. Для товарного знака, а также
других объектов, которые нужно регистрировать (полезные модели,
изобретения, промышленные образцы и т.д.), указывают реквизиты
свидетельств (дата и номер). В отношении базы данных следует
указывать название, назначение и объем. При передаче информации,
в т.ч. коммерческой тайны или секрета производства, определяется ее
перечень (обычно в приложениях к договору). Это могут быть
сведения о (об):
- используемом программном обеспечении;
- методах управления;
- планах развития бизнеса (инвестиции, закупки, продажи, получение прав
на интеллектуальную собственность);
- результатах собственных маркетинговых исследований;
- данные о контрагентах и т.д.
Пользователь предъявил к правообладателю иск о признании
концессионного договора недействительным и взыскании
неосновательного обогащения. По соглашению пользователь должен
был получить комплекс прав на фирменное наименование(!),
коммерческую информацию, коммерческое обозначение(!), логотипы,
символы, эмблемы, вывески, лозунги, фирменные цвета, фирменный стиль
и многое другое. Правообладатель обязался оказывать пользователю
техническое и консультативное содействие (включая обучение).
Однако о праве на товарный знак или знак обслуживания
в договоре не было ни слова, хотя их передача является
существенным условием концессии.
Ответчик в суде заявил, что спорное соглашение является
не концессией, а лицензионным договором. По нему
передавать права на товарный знак не обязательно. Вот только
суд с этим доводом не согласился.
Арбитры указали, что из условий договора «не следует передача
права использования как результата интеллектуальной деятельности, так
и средства индивидуализации». Что касается права
на фирменное наименование, то по закону его передача
вообще запрещена. А обязательное условие для передачи права
пользования коммерческим обозначением – заключение договоров
аренды предприятия или коммерческой концессии. Таким образом, договор,
по сути, оказался неисполнимым. Требования истца были
удовлетворены (постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 20.01.2017 по делу № А82-4940/2016).
Договор, по которому не будет передано право на товарный
знак, очевидно, не оправдает ожидания пользователя.
Правообладатель обратился в суд за взысканием задолженности
по договору. Пользователь в суде заявил, что не платит
потому, что ему была предоставлена лишь коммерческая информация:
рекомендации по выбору помещения и ведению бухучета,
описание производства продукции, электронный каталог товаров.
А вот прав на товарный знак он не получил.
Следовательно, договор концессии является ничтожным.
Арбитры выяснили, что стороны заключили «договор
о предоставлении информации и сведений, имеющих коммерческую
ценность», а не концессионное соглашение. В итоге
с пользователя были взысканы 75 000 руб. долга
и 300 000 руб. штрафа (определение ВС РФ
от 09.11.2016 № 304-ЭС15-5828 по делу
№ А45-13334/2014).