Между арендатором и арендодателем возник спор по поводу изменения ставки арендной платы. По условиям договора она должна была пересчитываться в случае изменения курса рубля к доллару более чем на 20%. Также в соглашении было установлено, что при изменении ставки по этому основанию стороны не обязаны подписывать какие-либо дополнительные бумаги. Ставка аренды считалась измененной «с месяца, следующего за месяцем, в котором арендатором было получено соответствующее уведомление».
Спустя время рубль (о, чудо!) подорожал к доллару. После этого арендатор попросил арендодателя направить ему уведомление о снижении размера арендной платы. Тут-то и выяснилось, что стороны по-разному понимают условия договора. Арендатор полагал, что направление уведомления после изменения курса рубля – это обязанность арендодателя. Арендодатель, напротив, утверждал, что имеет полное право не направлять никаких уведомлений и, следовательно, не менять размер арендной платы.
В связи с разногласиями арендатор подал иск о признании договора в этой части незаключенным.
Разъяснять сторонам смысл того, что они написали в договоре, пришлось суду. В действительности соглашение предусматривало два условия изменения арендной платы:
- объективное – изменение курса рубля (не зависит от воли сторон);
- субъективное – уведомление о новом размере платы (полностью зависит от воли арендодателя).
Включать подобные условия в договор законодательство не запрещает, поэтому в иске было отказано (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 № 09АП-28725/2016-ГК по делу № А40-249843/2015).