В результате применения кредитной организацией правил внутреннего контроля под запреты и ограничения могут попасть не только недобросовестные участники гражданского оборота, пытающиеся вывести денежные средства в тень, но и респектабельные предприниматели, которые не нарушают законодательства, но в силу определенных причин сталкиваются с проблемами. Самые болезненные – отказ в заключении договора или проведении операции.
Рассказываем, что делать в таких ситуациях. В какие сроки обратиться в комиссию при ЦБР, как составить заявление, нужно ли соблюдать досудебный порядок или можно сразу обратиться в суд. Приведем образец жалобы в межведомственную комиссию при Центробанке РФ на действия банка.
Комиссия поможет
Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон 1 предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.
Порядок работы межведомственной комиссии регламентирован указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У 2.
Действующее законодательство не устанавливает срок, в пределах которого клиент вправе обратиться с заявлением в указанную комиссию. На наш взгляд, необходимо исходить из общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, в рамках которого клиент может заявить о нарушении своих прав и законных интересов. Спор банка с клиентом носит частноправовой характер. Его разрешение осуществляется по нормам гражданского законодательства и с учетом специальных норм Закона № 115‑ФЗ, которые также не предусматривают иных правил на этот счет.
Подчеркнем: предметом проверки со стороны межведомственной комиссии при ЦБ РФ могут быть только действия кредитной организации:
1) связанные:
- с отказом от проведения операции или
- отказом от заключения договора банковского счета / вклада;
2) исходя из представленных клиентом сведений 3.
Соответственно, во всех остальных случаях (например, взыскание с банка комиссии при снятии со счета денежного остатка при расторжении договора банковского счета по инициативе самого клиента) клиент за защитой своих прав и интересов вправе обратиться напрямую в суд в общеисковом порядке (см., например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу № А65-8874/2020).
В судебном порядке клиент также вправе поставить вопрос об исключении соответствующей записи из базы данных Росфинмониторинга. Ведь подобная негативная информация нарушает права и законные интересы клиента в сфере предпринимательской деятельности, умаляет его деловую репутацию, поэтому обращение в комиссию при ЦБ РФ и в суд для него является гарантированными законом способами правовой защиты (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2021 по делу № А60-58888/2020).
Права на обращение в межведомственную комиссию при ЦБ РФ клиент не утрачивает и в случае отзыва у кредитной...