Top.Mail.Ru

Оспариваем отказ банка в заключении договора или проведении операции

В результате применения кредитной организацией правил внутреннего контроля под запреты и ограничения могут попасть не только недобросовестные участники гражданского оборота, пытающиеся вывести денежные средства в тень, но и респектабельные предприниматели, которые не нарушают законодательства, но в силу определенных причин сталкиваются с проблемами. Самые болезненные – ​отказ в заключении договора или проведении операции. Рассказываем, что делать в таких ситуациях. В какие сроки обратиться в комиссию при ЦБР, как составить заявление, нужно ли соблюдать досудебный порядок или можно сразу обратиться в суд. Приведем образец жалобы в межведомственную комиссию при Центробанке РФ на действия банка.

Комиссия поможет

Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон 1 предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.

Порядок работы межведомственной комиссии регламентирован указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У 2.

Действующее законодательство не устанавливает срок, в пределах которого клиент вправе обратиться с заявлением в указанную комиссию. На наш взгляд, необходимо исходить из общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, в рамках которого клиент может заявить о нарушении своих прав и законных интересов. Спор банка с клиентом носит частноправовой характер. Его разрешение осуществляется по нормам гражданского законодательства и с учетом специальных норм Закона № 115‑ФЗ, которые также не предусматривают иных правил на этот счет.

Подчеркнем: предметом проверки со стороны межведомственной комиссии при ЦБ РФ могут быть только действия кредитной организации:

1) связанные:

  • с отказом от проведения операции или
  • отказом от заключения договора банковского счета / вклада;

2) исходя из представленных клиентом сведений 3.

Соответственно, во всех остальных случаях (например, взыскание с банка комиссии при снятии со счета денежного остатка при расторжении договора банковского счета по инициативе самого клиента) клиент за защитой своих прав и интересов вправе обратиться напрямую в суд в общеисковом порядке (см., например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу № А65-8874/2020).

В судебном порядке клиент также вправе поставить вопрос об исключении соответствующей записи из базы данных Росфинмониторинга. Ведь подобная негативная информация нарушает права и законные интересы клиента в сфере предпринимательской деятельности, умаляет его деловую репутацию, поэтому обращение в комиссию при ЦБ РФ и в суд для него является гарантированными законом способами правовой защиты (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2021 по делу № А60-58888/2020).

Права на обращение в межведомственную комиссию при ЦБ РФ клиент не утрачивает и в случае отзыва у кредитной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если из-за санкций средства "зависли" в банке-посреднике

Резидент РФ – ​физическое лицо со своего счета в российском банке перевел иностранной компании плату за товар (автомобиль) через систему SWIFT. Средства продавцу не поступили, «зависли» в банке-посреднике. Из-за санкций посредник не возвращает средства и не пересылает их продавцу. Может ли в данной ситуации указанный резидент РФ – ​физлицо требовать от российского банка возврата суммы перевода?

Банкротство банка. Что будет с зависшими платежами?

Информация об отзыве лицензии у того или иного банка появляется в СМИ чуть ли не ежедневно. И если мелким вкладчикам – физическим лицам бояться этого события не стоит, то для компании, у которой открыт счет в банке, после отзыва лицензии могут возникнуть серьезные проблемы. И первое, с чем сталкиваются компании, – зависшие платежи контрагентам или в бюджет. Поговорим о том, что может предпринять фирма, у которой открыт счет в проблемном банке.

Сложности применения правил об исковой давности на практике

Исковая давность – ​это срок для защиты по иску лица, право которого нарушено. Об этом знает практически любой предприниматель и юрист. И в теории, когда этот срок истекает, никакие иски уже не страшны. Конечно, за исключением случаев, когда суд восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок. Однако автор статьи столкнулся с экзотичной ситуацией, когда суд начал рассмотрение дела по существу и его даже не смутило, что истец подал иск по сделке десятилетней давности, а ответчику пришлось заявлять о пропуске срока несколько раз, чтобы добиться выполнения требований закона. И теперь автор статьи – ​практикующий юрист – ​делится своим опытом с читателями журнала. В том числе приводит образец заявления о применении исковой давности, который подойдет для многих случаев и поможет избежать взысканий и других неблагоприятных последствий предъявления иска.

Если из-за санкций средства "зависли" в банке-посреднике

Резидент РФ – ​физическое лицо со своего счета в российском банке перевел иностранной компании плату за товар (автомобиль) через систему SWIFT. Средства продавцу не поступили, «зависли» в банке-посреднике. Из-за санкций посредник не возвращает средства и не пересылает их продавцу. Может ли в данной ситуации указанный резидент РФ – ​физлицо требовать от российского банка возврата суммы перевода?

Банкротство банка. Что будет с зависшими платежами?

Информация об отзыве лицензии у того или иного банка появляется в СМИ чуть ли не ежедневно. И если мелким вкладчикам – физическим лицам бояться этого события не стоит, то для компании, у которой открыт счет в банке, после отзыва лицензии могут возникнуть серьезные проблемы. И первое, с чем сталкиваются компании, – зависшие платежи контрагентам или в бюджет. Поговорим о том, что может предпринять фирма, у которой открыт счет в проблемном банке.

Сложности применения правил об исковой давности на практике

Исковая давность – ​это срок для защиты по иску лица, право которого нарушено. Об этом знает практически любой предприниматель и юрист. И в теории, когда этот срок истекает, никакие иски уже не страшны. Конечно, за исключением случаев, когда суд восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок. Однако автор статьи столкнулся с экзотичной ситуацией, когда суд начал рассмотрение дела по существу и его даже не смутило, что истец подал иск по сделке десятилетней давности, а ответчику пришлось заявлять о пропуске срока несколько раз, чтобы добиться выполнения требований закона. И теперь автор статьи – ​практикующий юрист – ​делится своим опытом с читателями журнала. В том числе приводит образец заявления о применении исковой давности, который подойдет для многих случаев и поможет избежать взысканий и других неблагоприятных последствий предъявления иска.