Наряду с общими запретами и ограничениями Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает особенности распространения отдельных видов рекламы. Это, например, реклама с использованием транспортных средств, сетей связи или традиционных щитов, стендов и перетяжек. Поговорим о том, какие требования законодательства нужно учитывать при распространении рекламы этими способами.
В прошлых номерах мы подробно рассказали об ограничениях и запретах в рекламе. В этом номере мы продолжим анализировать законодательство о рекламе и поговорим об особенностях рекламирования товаров некоторыми способами, в частности, через СМС, по электронной почте и с использованием традиционных рекламных конструкций.
Реклама на транспортных средствах
С точки зрения законодателя, да и простого обывателя тоже, безопасность дорожного движения превыше интересов рекламодателей и рекламораспространителей. Поэтому Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) запрещает рекламу на транспортных средствах, которая:
- создает угрозу безопасности движения (в частности, ограничивает обзор водителю или другим участникам движения) или не соответствует иным требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). При этом реклама, ограничивающая обзор для пассажиров (например, когда на стекла автобусов наклеивается непрозрачная пленка с рекламой) не запрещена (постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2014 № Ф09-14584/13 по делу № А71-3949/2013, ФАС Центрального округа от 25.03.2013 по делу № А54-5226/2012);
- сопровождается звуком или является звуковой рекламой (ч. 6 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Например, когда реклама распространяется из транспортного средства через мегафон или громкоговоритель (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2007 № А19-11068/07-Ф02-9041/07 по делу № А19-11068/07).
Причем звуковую рекламу нельзя воспроизводить не только снаружи, но и внутри транспортного средства (постановления ФАС Московского округа от 21.01.2008 № КА-А41/13904-07 по делу № А40-33153/07-96-152, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2007 № А19-11068/07-Ф02-9041/07 по делу № А19-11068/07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 № 09АП-22838/2017, 09АП-24738/2017 по делу № А40-3290/2017). Объясняется этот тем, что законодательство не уточняет, где именно запрещается звуковая реклама с использованием транспортного средства: в салоне или на улице.
Кроме того, запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве рекламных конструкций (ч. 2 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Например, когда автомобиль, на котором размещена реклама, долго стоит на одном месте (п. 1 письма ФАС России от 02.05.2012 № АК/13623, постановление ФАС Московского округа от 15.04.2011 № КА-А40/2952-11, решение УФАС России по Республике Татарстан от 31.01.2017 № 08-08/1360 по делу № 08-285/2016).
Сотрудник ГИБДД на одной из улиц г. Брянска обнаружил автомобиль «ГАЗ» без номеров. На нем красовались щиты с текстом «Автосервис, Шиномонтаж, Автомойка, Покраска».
Было установлено, что автомобиль стоял несколько дней на одном месте вблизи автосервиса. Это обстоятельство подтверждало факт использования автомобиля в качестве рекламной конструкции.
В суде владелец автосервиса пытался доказать, что рекламная конструкция не является транспортным средством. Старый газик давно снят с учета и не может участвовать в дорожном движении. Вот только суд признал этот довод несостоятельным (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2015 № Ф10-1651/2015 по делу № А09-12568/2014).