Для тех, кто постоянно общается с людьми, важно понимать, какие эмоции собеседник испытывает на самом деле. Большинство использует для этого способы, основанные на собственном опыте. Например, прислушиваются к интонации. Но существуют ли научные методики? Исследователи-психологи утверждают, что для понимания эмоций надо смотреть человеку в лицо. Какие эмоции и как можно на нем разглядеть? Давайте разбираться.

Для всех, кто имеет дело с людьми, крайне важно уметь отличать ложь от правды. Так, например, дипломат, не понявший, что его оппонент врет, может изменить ход истории. То же самое можно сказать и о работе следователя. Его задача – найти правду, чтобы выявить истинные мотивы преступника или подозреваемого, определить причастных и виновных. Список профессий можно продолжать долго. Руководители тоже входят в число тех, для кого умение отличать ложь от правды очень важно. Ему желательно не просто знать, врет собеседник или нет, но и то, как он относится к тому или иному вопросу, какие эмоции испытывает в ходе разговора. Не секрет, что современная офисная жизнь заставляет скрывать свои истинные чувства и тот, кто поймет настоящие интересы собеседника, тот и будет успешен.

Но как узнать, что человек думает на самом деле? Есть ли какие-то методы? Большинство из нас вырабатывает собственные способы диагностики, чтобы понять, что человек думает или чувствует. Например, мы можем ориентироваться на то, краснеет человек или бледнеет. Некоторые обращают внимание на язык тела, интонацию голоса и другие признаки. Иногда для определения того, что человек говорит неправду, его просят несколько раз повторить одну и ту же историю, чтобы поймать на мелочах. Однако эти методы недостаточно эффективны. И сейчас мы расскажем почему.

Язык жестов и другие методы

Аллан и Барбара Пиз, авторы книги «Язык телодвижений», искусно подогрели интерес к практической психологии у граждан нашей страны в 90-е годы. Надо отдать должное, они заложили серьезную базу для анализа невербального поведения. Именно благодаря этой книжке мы знаем о том, что перекрещенные руки означают, что человек как бы защищается, а рука у рта говорит о том, что он лжет. Прочитав «Язык телодвижений», хочется вести себя правильно – не нарушать личное пространство собеседника, «отзеркаливать» жесты, избегать сильных или слабых рукопожатий. В общем, следить за своим поведением.

После «Языка телодвижений» вышло много других книг, в том числе и российских авторов, где многократно обыгрывается тема жестов, мимики, поз. Наверное, каждый, кто читал рекомендации практических психологов, некоторое время был под впечатлением и пытался на практике применить их советы. Иногда это выглядит курьезно.

Пример 1

Сотрудница сети автосалонов увлеклась чтением психологической литературы из серии «Как управлять собой и людьми». Она практиковалась в распознавании лжи с упорством частного детектива. Однажды на совещании, в ответ на слова генерального директора: «Мы планируем вывести бизнес на новый уровень…», она резко оборвала руководителя словами: «Вы лжете!» В ответ он удивленно поинтересовался, почему она так считает, и получил логичный (по ее мнению) ответ. Оказывается, генеральный директор, произнося фразу, поднес руку к лицу, а этого делать «ни в коем, ни в коем случае нельзя», так как это жест, означающий ложь.

Не менее забавно выглядят попытки людей понравиться, установить контакт, расположить к себе собеседника, когда они пытаются соблюсти все рекомендации.

Пример 2

Молодой человек, желая форсировать карьерный рост, решил, что ему обязательно нужно повысить психологическую компетентность. В связи с этим он прочитал несколько статей в Интернете про роль невербальной коммуникации и приемы «воздействия на бессознательное». Применять знания на практике он вознамерился в беседе со своим начальником. Речь шла о повышении зарплаты молодому человеку. Руководитель был очень удивлен поведением своего подчиненного, когда тот старательно копировал все его телодвижения и мимику. К тому же молодой человек постоянно думал о том, какое мощнейшее воздействие он оказывает на подсознание начальника, и поэтому забывал о сути разговора. В конце концов начальник не выдержал и приказал сотруднику хорошенько подумать и изложить просьбу в письменном виде с четкой аргументацией.

Многие, наверное, помнят фирменный стиль общения представителей сетевого маркетинга. Раскрытые ладони, улыбка и заученные фразы абсолютно не облегчали контакт, а часто вызывали неприязнь к продавцам. Парадокс! Действия, которые должны были расположить к себе, интерпретировались многими людьми как неискренность и желание «впарить» товар.

Да и диагностическая достоверность определения состояния других людей по жестам невысока. Дело в том, что мы не можем понять по жестам, что человек чувствует. Допустим, человек перекрестил руки на груди. Какова здесь ведущая эмоция? Страх или наоборот агрессия? От чего он защищается? Или, например, возьмем ситуацию, когда собеседник отводит глаза. Можем ли мы сказать определенно, что он говорит неправду? Может быть, мы просто ему неприятны? А может быть, у него случилось горе, о котором он не хочет говорить и не желает, чтобы видели его печальные глаза?

Конечно, на жесты надо обращать внимание. Если человек отворачивается, сжимается как от холода, когда на улице за тридцать градусов...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Практика перехода к безбумажному документообороту

Расскажем, какие препятствия на пути безбумажного документооборота существуют: в виде заблуждений и в виде объективных факторов, а также как их можно преодолевать, как снизить расходы за счет использования простых и облачных ЭП, как обстоят дела с доверенностью сотруднику организации, чтобы он смог использовать свою ЭП физлица в служебных целях? Затронем актуальную проблему безбумажного кадрового документооборота, а также разъясним предстоящие законодательные новшества, которые принципиально изменят ситуацию за счет создания юридически значимых электронных дубликатов ранее созданных бумажных и электронных оригиналов документов.

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

Согласие на распространение персональных данных

В марте 2021 года вступили в силу изменения, связанные с использованием персональных данных граждан путем их распространения среди неопределенного круга лиц. Нововведения касаются в т.ч. и работодателей, которые так или иначе раскрывают персональные данные работников для неограниченного круга. Например, размещая краткую информацию о своих сотрудниках в интернете на корпоративном сайте или на доске информации в офисе. Новые правила требуют более внимательного и ответственного отношения со стороны компаний, которые в своей деятельности используют персональную информацию, защищаемую законом. Читайте обо всех ключевых изменениях, а также используйте в работе приведенные в статье образцы согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, и его отзыва.

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.