Для тех, кто постоянно общается с людьми, важно понимать, какие эмоции собеседник испытывает на самом деле. Большинство использует для этого способы, основанные на собственном опыте. Например, прислушиваются к интонации. Но существуют ли научные методики? Исследователи-психологи утверждают, что для понимания эмоций надо смотреть человеку в лицо. Какие эмоции и как можно на нем разглядеть? Давайте разбираться.

Для всех, кто имеет дело с людьми, крайне важно уметь отличать ложь от правды. Так, например, дипломат, не понявший, что его оппонент врет, может изменить ход истории. То же самое можно сказать и о работе следователя. Его задача – найти правду, чтобы выявить истинные мотивы преступника или подозреваемого, определить причастных и виновных. Список профессий можно продолжать долго. Руководители тоже входят в число тех, для кого умение отличать ложь от правды очень важно. Ему желательно не просто знать, врет собеседник или нет, но и то, как он относится к тому или иному вопросу, какие эмоции испытывает в ходе разговора. Не секрет, что современная офисная жизнь заставляет скрывать свои истинные чувства и тот, кто поймет настоящие интересы собеседника, тот и будет успешен.

Но как узнать, что человек думает на самом деле? Есть ли какие-то методы? Большинство из нас вырабатывает собственные способы диагностики, чтобы понять, что человек думает или чувствует. Например, мы можем ориентироваться на то, краснеет человек или бледнеет. Некоторые обращают внимание на язык тела, интонацию голоса и другие признаки. Иногда для определения того, что человек говорит неправду, его просят несколько раз повторить одну и ту же историю, чтобы поймать на мелочах. Однако эти методы недостаточно эффективны. И сейчас мы расскажем почему.

Язык жестов и другие методы

Аллан и Барбара Пиз, авторы книги «Язык телодвижений», искусно подогрели интерес к практической психологии у граждан нашей страны в 90-е годы. Надо отдать должное, они заложили серьезную базу для анализа невербального поведения. Именно благодаря этой книжке мы знаем о том, что перекрещенные руки означают, что человек как бы защищается, а рука у рта говорит о том, что он лжет. Прочитав «Язык телодвижений», хочется вести себя правильно – не нарушать личное пространство собеседника, «отзеркаливать» жесты, избегать сильных или слабых рукопожатий. В общем, следить за своим поведением.

После «Языка телодвижений» вышло много других книг, в том числе и российских авторов, где многократно обыгрывается тема жестов, мимики, поз. Наверное, каждый, кто читал рекомендации практических психологов, некоторое время был под впечатлением и пытался на практике применить их советы. Иногда это выглядит курьезно.

Пример 1

Сотрудница сети автосалонов увлеклась чтением психологической литературы из серии «Как управлять собой и людьми». Она практиковалась в распознавании лжи с упорством частного детектива. Однажды на совещании, в ответ на слова генерального директора: «Мы планируем вывести бизнес на новый уровень…», она резко оборвала руководителя словами: «Вы лжете!» В ответ он удивленно поинтересовался, почему она так считает, и получил логичный (по ее мнению) ответ. Оказывается, генеральный директор, произнося фразу, поднес руку к лицу, а этого делать «ни в коем, ни в коем случае нельзя», так как это жест, означающий ложь.

Не менее забавно выглядят попытки людей понравиться, установить контакт, расположить к себе собеседника, когда они пытаются соблюсти все рекомендации.

Пример 2

Молодой человек, желая форсировать карьерный рост, решил, что ему обязательно нужно повысить психологическую компетентность. В связи с этим он прочитал несколько статей в Интернете про роль невербальной коммуникации и приемы «воздействия на бессознательное». Применять знания на практике он вознамерился в беседе со своим начальником. Речь шла о повышении зарплаты молодому человеку. Руководитель был очень удивлен поведением своего подчиненного, когда тот старательно копировал все его телодвижения и мимику. К тому же молодой человек постоянно думал о том, какое мощнейшее воздействие он оказывает на подсознание начальника, и поэтому забывал о сути разговора. В конце концов начальник не выдержал и приказал сотруднику хорошенько подумать и изложить просьбу в письменном виде с четкой аргументацией.

Многие, наверное, помнят фирменный стиль общения представителей сетевого маркетинга. Раскрытые ладони, улыбка и заученные фразы абсолютно не облегчали контакт, а часто вызывали неприязнь к продавцам. Парадокс! Действия, которые должны были расположить к себе, интерпретировались многими людьми как неискренность и желание «впарить» товар.

Да и диагностическая достоверность определения состояния других людей по жестам невысока. Дело в том, что мы не можем понять по жестам, что человек чувствует. Допустим, человек перекрестил руки на груди. Какова здесь ведущая эмоция? Страх или наоборот агрессия? От чего он защищается? Или, например, возьмем ситуацию, когда собеседник отводит глаза. Можем ли мы сказать определенно, что он говорит неправду? Может быть, мы просто ему неприятны? А может быть, у него случилось горе, о котором он не хочет говорить и не желает, чтобы видели его печальные глаза?

Конечно, на жесты надо обращать внимание. Если человек отворачивается, сжимается как от холода, когда на улице за тридцать градусов...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

Ликбез по юридической терминологии: ценные бумаги и способы расчетов ими

Продолжаем разъяснять термины, которые встречаются в работе юриста. На этот раз затронем ценные бумаги. Если вам приходится работать в финансовой сфере, то знать отличие коносамента от индоссамента, рекамбио от дериватива, а аквизиции от инквизиции предельно важно. Ведь даже в судебной практике можно встретить неправильное употребление терминологии. Например, варрант совсем не является вариантом. Но некоторым специалистам это невдомек. Чтобы не попасть впросак, читайте наш материал.

Ликбез по юридической терминологии: правила и способы судебной защиты

Знание и грамотное использование профессиональных слов и выражений, если не элемент успешной юридической практики, то, во всяком случае, один из показателей уровня квалификации. Поэтому мы решили провести небольшой ликбез. Наверняка каждый читатель встретит неизвестные прежде понятия и узнает их реальное происхождение или поправит свое представление об уже имеющихся в его багаже знаниях. Разберем профессиональные термины, используемые юристами в работе: от самых простых до латинских с примерами из судебных актов. Начнем с терминов, затрагивающих правила и способы судебной защиты.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

В какой срок надо ответить на обращение

Расскажем, на какие обращения физических и юридических лиц коммерческая организация должна ответить в течение 30 дней, а на какие следует отреагировать в течение 7 календарных дней. Поясним, в каких случаях применимы иные сроки – ​3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Покажем примеры расчета даты ответа на календаре по разным методикам для сроков по закону об обращениях граждан и исчисляемых по ГК РФ.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.